«Чаша весов на стороне пользы» - пульмонолог поставил прививку от COVID-19
«А вы вакцинироваться пока не надумали?», - пульмонолог Сергей Лукъянов встречает меня на входе в моноклинику, что открыта на базе поликлинического подразделения №1. Его ждет первый этап вакцинации от коронавируса. Говорит, совсем не боится. У него на переносице есть легкий след от респиратора - он вышел из «красной зоны», чтобы поставить прививку, а потом снова вернуться на пост, который несет с остальными врачами с марта 2020 года.
- Сергей Анатольевич, вы когда шли в пульмонологи, и представить себе не могли, что такое вот случится, - спрашиваю по дороге к прививочному кабинету.
- Я, когда Академию закончил, учился в ординатуре, начался вирус H1N1 (свиной грипп – ред.). И это были такие цветочки по сравнению с тем, что сейчас.
Перед тем, как пройти на прием к терапевту, врач заполняет анкету и согласие на вакцинацию. Уже в кабинете ему измеряют температуру, давление и сатурацию. Задают вопросы о состоянии здоровья и аллергических реакциях. А потом отправляют в процедурный кабинет.
А там все – в два движения. Я успеваю только нажать на кнопку камеры. А он уже прижимает ватку к плечу. Врач дает рекомендации и предупреждает о возможном подъеме температуры. А еще уверяет, что пока на ухудшение состояния жалоб не поступало. После прививки всех отправляют минут на тридцать посидеть около кабинета и понаблюдать за самочувствием.
- Сергей Анатольевич, расскажите, почему решили поставить прививку?
- Вакцина появилась в августе. Тогда, конечно, было достаточно сдержанное к ней отношение. Медицина – вообще очень консервативная сфера, такое отношение свойственно всем медицинским работникам, потому что важна была доказательная база. В настоящее время эта доказательная база появилась, не только в России. Подобная вакцина применяется в Великобритании, США, Китае, уже миллионы человек получили эту вакцину. Обработав всю информацию, посмотрев статьи о безопасности вакцины, ее эффективности, я принял аргументированное взвешенное решение. Более того, у нас в моностационаре уже десятки врачей вакцинированы от новой коронавирусной инфекции, у некоторых с момента вакцинации прошло уже по 3 месяца, и наблюдается высокий уровень антител.
- То есть для врачей вакцинация добровольна, не принудительна?
- Конечно. Для любой категории населения это происходит добровольно. Но мы, конечно, воспринимаем это по-особому, потому что мы работаем в моностационаре, каждый день видим этих пациентов, я сам только что вышел из «красной зоны».
Каждый день, к сожалению, продолжают умирать люди от коронавируса, и не один, не два человека. И кто, как не мы, знает, насколько эта болезнь коварна и опасна, страшна. И нужно использовать любую возможность, чтобы защитить себя и родных от этого заболевания.
- Вы сегодня прошли первый этап вакцинации. Отличается ли этот процесс от той же прививки от гриппа, например?
- Те прививки, к которым мы привыкли, ставятся однократно. Это, как правило, прививки полипептидные. Там есть белки оболочки вируса, которые вырабатываются в антитела. А эта прививка – новая, когда в геном аденовируса вшит фрагмент генома, который кодирует S-белок коронавируса, то есть самый его опасный белок. За счет этого вакцина ставится в два этапа. В начале – один штамм аденовируса, потому что у многих людей могут быть антитела, которые разрушают аденовирус. И второй раз ставится уже другой штамм аденовируса, и это гарантирует, что аденовирус точно не разрушится в организме, и выработается необходимый уровень антител.
- Вам предстоит еще второй этап вакцинации.
- Да. Но могу сказать, что у многих людей уже после первого этапа начинает вырабатываться достаточный уровень антител.
- Сейчас вы как себя чувствуете?
- Нормально. Все хорошо.
- После второго этапа вакцинации за вами будут наблюдать врачи?
- Нет. Когда было исследование в сентябре-октябре, часть получали плацебо, часть – вакцину, там требовалось наблюдение уровня антител. Сейчас ничего не нужно.
- Есть ли в вашем окружении еще люди, которые боятся вакцинации?
- В нашей профессиональной среде все, у кого есть возможность, ставят прививку. Однако есть, в том числе и среди медработников те, кто боится, либо сомневается. Я считаю, что можно было сомневаться в августе. Я сам, честно говоря, в августе сомневался. Но после полугода опыта этой вакцинации, наблюдений, научных публикаций, время сомневаться прошло.
Конечно, могут быть побочные эффекты – легкое повышение температуры, слабость, недомогание. Но это – ничто по сравнению с тяжелой формой коронавируса. То есть чаша весов, где есть польза и вред, просто падает в сторону пользы.
- Что дает эта прививка?
- Она дает иммунный ответ. Выработку специфических антител. Почему случилась пандемия коронавируса? Потому что это новая инфекция, у человека не было к ней иммунитета. Сейчас, если вакцинированный человек столкнется с этим вирусом, иммунная система его узнает и своевременно уничтожит.
Управление информационных коммуникаций, Екатерина Рахманова
email: infocom75@yandex.ru