Министр Дмитрий Ватагин: Нужно повышать престиж профессии строителя
Новым руководителем министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края в июле 2021 года стал Дмитрий Ватагин. В интервью он рассказал, какие приоритеты ставит перед собой в министерстве, о самых важных объектах и о том, как в строительной отрасли справляются с испытанием пандемией.
- Вы прошли через «Забайкальский призыв». Расскажите, какие испытания у вас были?
- Это было уже больше двух лет назад. Тогда проект только начинался. Было тестирование, собеседование, балльная система отбора. А дальше – соответствующее предложение о работе.
- Предложение о работе руководителем государственной экспертизы Забайкальского края. Долго над ним думали?
- Очень долго. Всё-таки это работа в опытном коллективе, где люди не просто инженеры и проектировщики, а эксперты, которые аттестованы по высшей категории Минстроя РФ. Но когда приступили к совместной деятельности, очень быстро нашли общий язык. Как мне кажется, работа была очень слаженная, интересная. Многого за эти два года вместе добились.
- Когда пришли на пост министра, какие первоочередные задачи перед собой поставили?
- Все два года на прошлой должности я плотно работал с министерством и конечно, понимал, куда и зачем иду. Сейчас все силы брошены на ликвидацию последствий ЧС. Самая амбициозная цель – восстановить, поднять престиж строительной отрасли, гордого звания строитель. К сожалению, рабочие профессии в последнее время отошли на второй план. Хотя строители - это те люди, которые созидают, делают то, что нужно всем. Поэтому мы нацелены работать комплексно и особенно - с молодёжью. Не только привлечь, заинтересовать, но и дать уверенность в том, что после обучения они точно найдут работу в крае. Предоставлять площадки для прохождения практики, выезжать на объекты и так далее.
Очень приятно проезжать спустя много лет мимо какого-то здания и понимать, что ты приложил руку к его строительству. Мне хочется донести до молодых людей, что это интересная и нужная профессия.
- В 2020 из-за пандемии край столкнулся с нехваткой строителей из-за закрытия границ. Найден ли, на ваш взгляд, выход из этой ситуации?
- Проблема, конечно, носит глобальный характер. Решить ее за короткий срок не получится, она системная. История прошлого года действительно многих строителей подкосила. Не секрет, что строительный комплекс региона долгие годы был ориентирован на привлечение специалистов из КНР, все основные строительно-монтажные работы у нас выполняли именно они. После закрытия границ мы действительно столкнулись с дефицитом рабочей силы. Российские специалисты выполняют отдельные виды спецработ по электрике, сантехнике, кровле, вентиляции. А всё, что касается бетонных работ, кирпичной кладки, арматурных работ, делали китайские коллеги. Немного помогли рабочие из Средней Азии.
В этом году застройщики Забайкалья целенаправленно перестроились на российских строителей, хоть темпы из-за этого существенно снижаются. Некоторые компании всё-таки завезли китайских рабочих, многие работают со строителями из ближнего зарубежья. Тем не менее, мы наблюдаем тенденцию привлечение российских строителей.
Люди работают, учатся, повышают квалификацию. Это долгий путь. Специалиста надо вырастить и выучить. Для этого нужно как можно быстрее популяризировать отрасль.
- И сейчас этот вопрос с нехваткой людей остро не стоит?
- Он есть. Но сейчас застройщики перераспределили свои возможности, исходя из человеческих ресурсов. И берут на себя те обязательства, которые могут выполнить. Поэтому, надеюсь, в этом году критичных срывов по срокам у нас не будет.
- Проблемы назвали, а какие успехи в строительной отрасли можете перечислить?
- Успехи, я думаю, в том, что с каждым годом в регионе строится все больше объектов. Такого количества социального жилья, спортивных объектов, школ, детских садов я не припомню. В этом году сдаём самую большую школу в крае, три спортивных сооружения, строим два физкультурно-оздоровительных комплекса, еще несколько школ. Наверное, это то, чем стоит гордиться.
- Упомянули школу в Октябрьском. По ней больше никаких срывов не будет, сдадут в срок?
- Мы были на объекте на прошлой неделе. Три блока уже готовы на 100%, там идёт оснащение, расставляются парты, стульчики, доски. На оставшихся трёх блоках ведутся строительно-монтажные работы, завершается кладка стен, идет отделка, прокладка инженерных сетей, благоустройство территорий. Объект будет сдан.
- У нас в крае также сейчас идёт пятилетие спорта. В руках Минстроя тоже есть ряд объектов, которые строятся именно для этой сферы, вы о них вскользь сказали – зал бокса, например. Как дела на этих стройках?
- В этом году в планах сдать три объекта – зал для юных боксеров в Чите, который пристраивают к существующей спортивной школе Олимпийского резерва по боксу на улице Нагорной; современный комплекс с залом для занятий борьбой в Агинском, физкультурно-оздоровительный комплекс в Краснокаменске. Также строится ещё два объекта на 2022 год – ФОКи в Карымском и Чернышевске.
- А вы сам спортом занимаетесь?
- Да, сегодня вечером на футбол поеду.
- Затронули уже тему того, что на плечах вашего ведомства лежит работа по оперативному восстановлению дорог после паводков. Как с этим обстоят дела?
- Мы столкнулись не просто с паводком, а тремя волнами. Только засыпали, минимально обеспечили проезд в одном из районов, приходит сообщение от главы о новом подъёме воды. Причём мы выезжали и своими глазами видели, как это происходит. Например, в Балее буквально за полчаса вода поднималась на метр. И это страшно. Дорожные службы в круглосуточном режиме без сна и отдыха возили грунт, отсыпали размывы, делали объезды. Понятно, что пока речь идет только о том, чтобы просто дать проезд между населёнными пунктами. Сейчас, как только ситуация нормализуется, будем ремонтировать мосты и проводить комплексное восстановление дорог. Эта работа уже началась.
- То есть вы практически в круглосуточном режиме на связи с главами районов?
- Да. Есть отдельные группы, чаты, где обмениваемся информацией. Если что-то нужно, в оперативном режиме отправляем на места специалистов министерства и службы заказчика. Ситуация постоянно мониторится, но спрогнозировать, что нам принесут очередные дожди, достаточно сложно.
- Разбитые дороги – тема для края всегда очень больная и всегда актуальная. Как происходит отбор, какие дороги будут отремонтированы сейчас, а какие позже?
- В краевой столице уже три года проходят опросы жителей на выбор улиц Читы, которые можно отремонтировать по «дорожному» нацпроекту. Опросы размещаются на сайте Минстроя, в социальных сетях, информацию публикуют наши СМИ, за что им отдельное спасибо. На основе результатов данных голосований городская администрация проводит общественные слушания и утверждает перечень объектов.
По региональной сети также выбираются дороги наиболее загруженные, подъезды к районным центрам и районам, где реализуются крупные инвестиционные проекты.
Но надо понимать, что порой недостаточно того, что дорога просто находится в плохом состоянии. Где-то нужно разработать проектную документацию, или сначала отремонтировать сети под проезжей частью, поэтому работы приходится переносить.
- Вы, когда едете по какому-то маршруту, понимаете, что дорога требует ремонта, делаете какие-то пометки себе на этот счет?
- Поднимаю телефон, звоню коллегам. У нас большая протяжённость дорог в крае, охватить их одномоментно очень сложно. Будем над этим работать.
- Какие задачи перед своим ведомством ставите на следующий год?
- У нас много и текущих и планируемых объектов. Нужно начать строить долгожданную троллейбусную линию на Каштак, заключаем контракты уже на следующий год на возведение домов для детей-сирот и переселения из аварийного жилья. У нас проходят защиту несколько крупных спортивных объектов - зал для занятий гимнастикой в Чите, центр единоборств, лукодром. Надеемся, что всё-таки получим финансирование на их строительство. То есть объектов действительно много.
- В информационном поле вы всегда строг и немногословен. В жизни вы как бы себя описали?
- Думаю, лучше спросить у моих товарищей. В жизни я, наверное, более весёлый.
Забайкальский центр социально значимой информации, Екатерина Рахманова.
email: infocom75@yandex.ru
Более миллиарда рублей направлено на развитие дорожной сети Читы по президентскому нацпроекту
Энергетики ТГК-14 построили для Краевой детской больницы новую магистраль
В Забайкалье к концу 2024 года в нормативное состояние приведут 45% региональных дорог
Забайкалье — в топ-3 регионов Дальнего Востока по финансированию благоустройства территорий