Северный морской путь в годы войны: ледяная артерия Победы
По этому ледяному коридору, замёрзшему в толще льдов и омытом кровью моряков, шли суда с танками, самолётами и хлебом — всё, что позволяло стране держаться на грани поражения и вырваться к Победе.
С 1941 по 1945 год по трассе СМП было доставлено 5,5 миллиона тонн грузов по ленд-лизу — включая 7 тысяч самолётов, 5 тысяч танков, 8 тысяч орудий, а также топливо, продовольствие и медикаменты. Эти поставки, по оценке Российского военно-исторического общества (РВИО), составили до 25 % всех военных поставок от США и Великобритании.
Главными портами приёма стали Архангельск и Мурманск. Первый работал только в тёплый сезон, второй — благодаря тёплому течению — оставался незамерзающим. Диксон, расположенный в центре СМП, играл роль узла ледокольного сопровождения, метеонаблюдения и перегрузки. Именно здесь, на краю света, работали полярники, моряки, радисты — невидимые участники войны.

Путь был смертельно опасен. Немецкие подводные лодки, самолёты с баз на Норвежской земле и ледовые условия делали каждый конвой лотереей на выживание.
Самой трагической стала судьба конвоя PQ-17. В июле 1942 года, получив ложные разведданные о выходе немецкого линкора «Тирпиц», британское командование приказало разогнать конвой. 24 из 35 судов были потоплены.
Всего за годы войны потеряно более 30 транспортных судов на арктических маршрутах, погибло свыше 3 тысяч моряков — советских и союзных. По данным Центрального архива Министерства обороны РФ (фонд 1003, опись 1), только в 1942 году через Арктику прошло 19 конвоев, из них 7 подверглись массированным атакам.
«Арктические конвои были одними из самых опасных операций Второй мировой войны. Мы шли сквозь ад — ради одной цели: помочь Советскому Союзу выстоять», — писал адмирал сэр Брюс Фрэйзер, главнокомандующий Британским домашним флотом, 1944 год (цит. по: Roskill S.W. The War at Sea, 1939–1945. Vol. II. — London: HMSO, 1956, p. 312).
В Кремле чётко понимали значение СМП. В 1942 году было создано Главное управление Северного морского пути (ГУСМП), которому поручили обеспечить бесперебойное судоходство. Была развернута сеть радиометеостанций, усилен ледокольный флот, организовано самолётное сопровождение.
«Поставки по ленд-лизу, особенно через Северный морской путь, имели огромное значение для нашей страны, особенно в тяжёлые годы войны», — Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 2 т. — М.: Новости, 1989. Т. 1, с. 347.

Алексей Трёшкин, радист с ледокола «Ермак», вспоминал: «Мы вели корабли сквозь лёд и тьму. Каждое судно, дошедшее до Архангельска, — это Победа. Не громкая, но настоящая»
Северный морской путь в годы Второй мировой войны стал не просто транспортной трассой — он превратился в символ сопротивления, союзничества и выживания. Это был единственный путь, по которому Запад мог напрямую поддержать СССР в самый тяжёлый период.
Без СМП не было бы возможности снабжать Ленинград в блокаду, без него не удалось бы нарастить мощь Красной армии в 1943–1945 годах. Этот маршрут, проложенный сквозь лёд и смерть, стал одной из главных «линий жизни» Советского Союза.
Напомним, что в этом году отмечается важное историческое событие — 500 лет с момента начала освоения Северного морского пути. Это произошло в далёком 1525 году, когда русский дипломат Дмитрий Герасимов впервые заговорил о возможности пройти северным маршрутом вокруг Евразии. Но особое значение эта дата получила благодаря инициативе Президента России Владимира Путина, который подписал указ о её официальном праздновании в 2025 году.
Пресс-служба правительства Забайкалья, Сергей Иванов,
Телефон для СМИ: 8 (3022) 23-37-49, e-mail: pressazk@mail.ru