#ЗабВО90: Разгромив японскую Квантунскую армию, забайкальцы в составе фронтов предотвратили применение милитаристского «идеального» биооружия с чумой
3 сентября Забайкалье отметит историческую дату - 80-летие Победы во Второй мировой войне. Именно наши земляки в составе других фронтов одержали Победу над японской Квантунской армией, блестяще завершив Маньчжурскую стратегическую наступательную операцию, которая вошла в историю военного дела. Этим последним боем забайкальцы в составе Забайкальского, 1 Дальневосточного, 2 Дальневосточного фронтов не просто поставили точку во Второй мировой войне. Победа над японцами предотвратила готовящуюся биологическую войну - советские войска не дали Японии создать «идеальное» бактериологическое оружие на основе чумных микробов. О биологической бомбе и фабрике смерти, где проводились опыты над живыми людьми – отряде 731 – подробнее в материале РИА Новости. В статье опубликованы комментарии военного микробиолога, главного специалиста 27-го научного центра Министерства обороны РФ, полковника в отставке Михаила Супотницкого.
«Японские военные в 1930-х - 1945 годах в качестве основы для своего бактериологического оружия в основном использовали возбудителей чумы. Они рассчитывали создать эпидемическую цепочку распространяется чумы. Чтобы биологическое поражение распространялось само по себе. Летальный исход при легочной чуме стопроцентный. К концу Второй мировой войны в Японии были разработаны боеприпасы, содержащие бактерии чумы, которые взрывались на нужной высоте в зависимости от рельефа местности, чтобы радиус поражения был бы наибольшим. Они не доработали эту тему благодаря действиям советских войск», - сообщается в материале.

Идея использовать блох, разносящих чуму, в качестве средства массового поражения людей, принадлежала идеологу и организатору японской программы по бактериологическому оружию Сиро Исии.
В начале 1930-х годов микробиолог Сиро Исии предложил руководству японского военного министерства создать собственное бактериологическое оружие, чтобы Япония, бедная природными ресурсами, могла уравнять шансы в войне с индустриально развитыми странами. В 1936-1942 годах и с марта 1945 года до разгрома Японии, ознаменовавшего собой конец Второй мировой войны, Исии руководил специальным отрядом номер 731 Квантунской армии, в котором разрабатывалось и испытывалось на живых людях бактериологическое оружие.
Лаборатории 731 отряда – японского аналога нацистских лагерей смерти, были построены в оккупированной Маньчжурии (Китай) возле деревни Пинфань. Комплекс включал тюрьмы, крематории, аэродром и даже синтоистский храм. Официально комплекс назывался «Управлением по водоснабжению», но местные прозвали его «лесопилкой» из-за термина «бревна» (в переводе на японский – «марута»), которым японцы обозначали подопытных.
Как следует из протоколов допросов бывших сотрудников отряда 731, Сиро Исии был фанатично предан идее создания эффективных средств ведения бактериологической войны, искал возможности повысить вирулентность (заразность) различных микробов и нарабатывать их в количествах, необходимых для ведения бактериологической войны. Исии изобрел специальную бомбу, которая бы, по его мнению, демонстрировала возможность максимально эффективного применения бактериологического оружия.
Главная особенность этой бомбы заключалась в том, что у нее был керамический корпус, начиненный чумными блохами. Бомба взрывалась бы на высоте 50-100 метров над поверхностью земли, что обеспечивало максимально широкое заражение местности.
«В отряде 731, как и в другом спецотряде 100, велись опыты по заражению людей не только бактериями чумы, но и сибирской язвы, холеры, тифа и другими микробами. Большинство зараженных умирали в страшных муках. Те, кто выздоравливал, подвергались повторным опытам и, в конце концов, тоже умерщвлялись», - сообщает РИА Новости.
По воспоминаниям сотрудников отряда 731, всего за время его существования в стенах лабораторий погибли около трех тысяч человек, над которыми проводились жестокие опыты. По другим оценкам, число погибших достигает 10 тысяч человек. В качестве подопытных, в числе прочих, там использовались советские военнопленные из числа узников концлагеря «Хогоин», который относился к японским разведслужбам и находился недалеко от места расположения отряда 731.
При отступлении японской армии в 1945 база была взорвана, однако ее руины сохранились до наших дней, с 1982 там открыт музей.
Напомним в годы войны Япония оставалась союзником гитлеровской Германии и не отказалась от плана войны против СССР. Всеми своими действиями она целенаправленно нарушала достигнутые с СССР договоренности о нейтралитете, разрабатывая план военных действий и совершая регулярные диверсии в отношении СССР.
Вступление Советского Союза в войну и стремительный разгром Квантунской группировки определили безоговорочную капитуляцию Японии. 15 августа император Хирохито в обращении к японской нации объявил о капитуляции, и 16 августа главнокомандующий Квантунской армии Отодзо Ямада приказал своим войскам сдаться.
Второго сентября 1945 года правительство Японии подписало Акт о капитуляции, что ознаменовало собой окончание Второй мировой войны.
Хабаровский процесс, проведенный 25-30 декабря 1949 года, поставил точку во Второй мировой войне, позволив восторжествовать Нюрнбергским, Токийским принципам – ряд японских военных преступников, непосредственно участвовавших в разработке, испытаниях и применении бактериологического оружия, были осуждены.
О вкладе забайкальцев в Победу во Второй мировой войне вы можете прочитать, перейдя по ссылке #ЗабВО90.
Пресс-служба
правительства Zабайкалья, Мария Пищулина,
Телефон для СМИ: 8 (3022) 23-37-49, e-mail: pressazk@mail.ru
В Забайкалье оказывается всесторонняя поддержка участникам СВО и членам их семей
Фонд «Защитники Отечества» обеспечивает ветеранов СВО адаптивной одеждой для занятий спортом
Руководители институтов поддержки бизнеса Забайкалья отправили землякам на СВО портативный генератор
В регионе презентовали очередной том «Энциклопедии Забайкалья», его посвятили 80-летию Победы
Ассоциация ветеранов СВО в Забайкалье усилит патриотическую деятельность
Ветераны СВО из Забайкалья заняли второе место на Всероссийских соревнованиях по следж-хоккею