Сергей Кривощёков о ремонте забайкальских дорог: 2022 год был самым масштабным по объёму работ
С 2019 года Забайкальский край участвует в реализации «дорожного» нацпроекта – «Безопасные качественные автомобильные дороги» (БКД).Важная для края программа, ведь на Дальнем Востоке Забайкалье является вторым регионом по размерам дорожной сети. В прошлом году в Забайкальском крае по нацпроекту ремонтировали больше 300 километров региональных дорог и улиц Читинской городской агломерации. В Чите даже удалось перевыполнить план – вместо 14 участков отремонтировали 16. О том, по каким критериям выбирают участки для реконструкции по БКД, каких успехов удалось добиться за эти годы, и чего ожидать от ремонта в краевой столице и районах края, поговорили с замминистра строительства и дорожного хозяйства региона Сергеем Кривощековым.
ЧТО БЫЛО СДЕЛАНО В ПРОШЛОМ ГОДУ
- Расскажите о ремонте прошлого года. Какие из отремонтированных дорог были особенно проблемными?
- Прошлый год был очень насыщенным в плане ремонтных работ. По нацпроекту мы должны были привести в нормативное состояние больше 300 километров по региональной сети. Мы немного перевыполнили план – отремонтировали 341 километр дорог по краю. По городской агломерации тоже выполнили чуть больше запланированного. Совокупно это большой объём, если смотреть в сравнении с прошлыми годами, 2022 год бы самым масштабным по объёму работ.
Мы постоянно обсуждаем с губернатором, какие направления для нас более важные, социально значимые, перспективные для развития. Поэтому и двигаемся по обозначенным направлениям.
Из значимых объектов прошлого года, в первую очередь, назову реконструкцию моста через реку Ингода в селе Дарасун, который реализовывался с 2019 года и в конце 2022-го был введён в эксплуатацию. Стоимость объекта была больше миллиарда рублей. Он важен как для развития Карымского района и посёлка Дарасун, так и в целом для Забайкальского края.
В 2021 году мы ввели в эксплуатацию после реконструкции путепровод через Транссиб. Напомню, у нас два искусственных сооружения, находящихся в посёлке Дарасун, 1936 года постройки. Они находились в аварийном состоянии и были переданы нам из федеральной собственности в краевую. Требовалась реконструкция.В 2021 году закончили один, в 2022 году – второй. Это одни из самых крупных объектов, которые реализовывались на территории края за последние, наверное, лет десять.
Общая протяжённость региональных дорог в крае 7,5 тысячи километров. На период вхождения в нацпроект – в 2019 году – в нормативном состоянии было всего 26% дорог. По паспорту нацпроекта для Забайкальского края мы должны до 2024 года привести в нормативное состояние и довести этот показатель до 44%.На 2022 год план стоял в 33%. Поэтому мы двигаемся по плану.
- Какие ключевые участки можете назвать?
- По географии ремонта дорог – это Акшинский район, дорога Акша – Бырка, которая соединяет два муниципальных района, а вдоль дороги расположено большое количество населённых пунктов и проходит общественный транспорт. Ещё направления – от Балея в сторону Шелопугино и Газимурского Завода, также привели в нормативное состояние дорогу Агинское – Нижний Цасучей, дорогу по направлению от Борзи в сторону Александровского Завода, в сторону Приаргунска к выходу на пункт пропуска Староцурухайтуй. Все мы понимаем, что происходит перенаправление грузопотока, соответственно пункты пропуска играют важнейшую роль, сами дороги тоже необходимо привести в нормативное состояние. Поэтому это одно из самых перспективных направлений.
В прошлом году мы там отремонтировали два крупных участка, а начиная с 2019 года от Борзи до Александровского Завода привели в нормативное состояние порядка 180 километров.
Ещё одно направление – от Приаргунска в сторону Краснокаменска. В прошлом году мы заключали контракт, но расторгли его из-за недобросовестности подрядчика. Объект перенесли на 2023 годи в конце 2022-гозаключили контракт с другим подрядчиком. В Краснокаменске расположена центральная районная больница №4, которая обслуживает несколько районов. Все жители этих муниципалитетов едут именно туда. Соответственно, мы должны обеспечить нормальную транспортную доступность этого объекта, чтобы люди могли получить медицинскую помощь.
Одно из направлений – это приведение в нормативное состояние дороги до Красного Чикоя. Этот районный центр востребован как туристами, так и паломниками. Поэтому дорога от Баляги до Красного Чикоя приводится с нормативное состояние, часть работ выполняетсяв рамках нацпроекта. За весь период мы отремонтировали около 60 километров дороги.
Ещё на одном участке в прошлом году выполнили большой объём. Это дорога Могзон – Хилок. Все жители, которые ездят в Тужи, знают, что дорога была в плохом состоянии. Сразу скажу, что мы сделали её не в асфальбетоне, а с переходным типом покрытия. Потому что, чтобы перевести покрытие дороги с гравийного в асфальтобетонное, нужно достаточно большое количество финансовых средств. Учитывая, что у нас есть ограничения по финансам, мы дорогу ремонтируем таким образом. Но если ремонт сделан качественно, тогда дорога не хуже, чем с асфальтобетонным покрытием, а содержание её будет дешевле.
По краю было много мелких участков. Например, делали подъезды к населённым пунктам в Могойтуйском, Хилокском районах. Люди жаловались на подъезд к Петровску-Забайкальскому. Мы приняли дорогу из муниципальной собственности и выполнили ремонт. Также в Петровск-Забайкальском районе выполнили ремонт участка дороги в селе Баляга. В этом году планируется завершение строительства школы в этом населённом пункте, и мы также обеспечим подъезд к школе и выезд из села.
По городу Чите все видят масштаб ремонта. Такого ремонта, который идёт с 2019 года по настоящее время, наверное, никто ещё в городе не видел. Выполняются работы не только по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», но и выделяются средства за счёт президентской единой дальневосточной субсидии. Дополнительно обустраиваем пешеходные дорожки, сейчас появляются новые пешеходные переходы с 3D-моделированием проекционного типа.
О РЕМОНТЕ НОВОБУЛЬВАРНОЙ В ЧИТЕ
Поступает большое количество обращений по улице Новобульварной. На эту улицу была разработана проектно-сметная документация. Планировалось, что мы получим финансирование на этот объект в рамках нацпроекта, но не удалось это сделать. Поэтому сейчас мы производим работы за счёт нацпроекта и за счёт краевого бюджета.
Почему разбили на три года? Всё опять же упирается в финансирование. В 2021 году приступили к работам, в 2022 году выполняли выполнили перенос коммуникаций, установили столбы для троллейбусной линии. В этом году приступим непосредственно к реконструкции и расширению улицы.
Проектом предусмотрено помимо расширения до 6 полос обустройство пешеходных дорожек, велодорожек. В районе школы на пересечении улиц Новобульварная и Шилова будет подземный пешеходный переход. Все эти работы мы должны завершить в этом году.
- В какой степени учитывается мнение и замечания общественности при реализации тех или иных дорожных проектов?
- Конечно, учитывается. Мы ежегодно, начиная с 2019 года, проводили в Чите общественные слушания по объектам.
Отмечу, что в Чите протяжённость уличной дорожной сети составляет порядка 650 километров. Но не все улицы и дороги города подходят под критерии нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Мы можем приводить в нормативное состояние улицы магистрального и внутриквартального значения и улицы, по которым проходит общественный транспорт. И когда мы формировали паспорт нацпроекта в 2019 году, отобрали эти улицы – получилось в Чите 220 километров дорог. А в целом в Читинской городской агломерации в нацпроект попало больше 400 километров дорог. В том числе, федеральные дороги. Попала часть дорог в Читинском районе, по большинству работы уже завершены – несколько улиц в Новой, на Угдане и в Засопке.
Единственная улица, которая осталась не отремонтированной из плана, улица в Атамановке. В прошлом году подрядчик не смог выполнить работы. В этом году мы эту улицу должны завершить.
О ПОРЯДКЕ РЕМОНТА ДОРОГ
- Как в целом выбирают дороги для первоочередных работ?
- По нацпроекту дороги должны быть магистрального, внутриквартального значения и дороги, по которым ходит общественный транспорт. Иные улицы ремонтируем не в рамках нацпроекта. По региональной сети выбираются дороги, которые соединяют районные центры с краевой столицей, дороги, по которым проходят маршруты общественного транспорта, дороги, по которым осуществляются школьные маршруты. Также есть социально экономические значимые районы, где есть перспективные инвестиционные объекты, по этим дорогам возрастает интенсивность движения. Их мы включаем в списки. Конечно, это дороги, обеспечивающие подъезды к пунктам пропуска.
- Почему одну дорогу ремонтируют полностью, а на другой проводят лишь ямочный ремонт?
- Ямочный ремонт осуществляется в рамках текущего содержания дороги. Заключены долгосрочные контракты на содержание дорог, одним из видов которого является ямочный ремонт. Могу сказать, что к ямочному ремонту относится не только восстановление полотна с небольшими ямами, но и ремонт картами. Берётся участок дороги, например, в сто метров, и полностью ремонтируется. Но это тоже относится к видам ямочного ремонта.
Есть отдельная региональная программа по ремонту дорог. По ней мы проводим мелкие ремонты либо ремонт аварийных мостов, либо отдельных участков, которые не включены в нацпроект. Раньше мы помимо нацпроекта полностью формировали эту программу ремонта, ежегодно ремонтировали порядка 20-30 километров. Но, начиная с 2021 года, начались наводнения, и все деньги, предусмотренные на эти ремонты, уходили на восстановление пострадавших участков, обеспечение проезда по этим дорогам.
САНКЦИИ И ДОРОГИ
- Санкции влияют на ремонт дорог в Забайкальском крае? Были ли проблемы с закупкой материалов, логистические трудности в их доставке?
- Мы к санкциям не сильно привязаны. Во всех дорожно-строительных работах используются в основном материалы российского производства – грунт, щебёночно-песчаная смесь готовятся на месте, барьерные ограждения, водопропускные трубы российского производства, термопластики, цемент. Единственное, были небольшие сложности с комплектующими для дорожно-строительной техники. Сейчас они поставляются из Китая. Проблем с поставками не возникает. Поэтому санкции на нас не повлияли.
- В этом году какие планы по дорожному нацпроекту в регионе?
- Программа тоже сформирована. В этом году объём выполняемых работ чуть поменьше. По городской агломерации – около 30 километров дорог, по региональной сети – 253 километра. В прошлом году получилось больше, потому что к середине года мы получили дополнительное финансирование. Поэтому не факт, что в этом году не произойдёт то же самое.
Мы будем продолжать реализовывать план. Это направления Балей – Шелопугино – Газимурский Завод, Новая Кука – Могзон – Хилок. В этом году должны закончить подъезд к Нуринску. Краснокаменск – Приаргунск, от Калги в сторону Приаргунска. Перечень дорог большой. В Чите запланировали ремонт мостов – на улице Богомягкова, Ярославского и мосты на Черновских и в Антипихе.
Забайкальский центр социально значимой информации Екатерина Гончаренко,
E-mail: infocom75@yandex.ru