Забайкальский педагог-психолог дала советы родителям по защите детей в интернете
Педагог-психолог Центра «Семья» из Читы Дарья Петина дала рекомендации родителям, как заниматься «цифровой гигиеной» детей и подростков в интернете.
«Огромный поток информации, которая сегодня стала достоянием, практически каждого человека, использующего различные цифровые возможности, требует больших усилий и ресурсов для ее переработки. Особенно остро этот вопрос касается детей и подростков, так как информация приходит из совершенно разных источников, дети часто остаются с ней (информацией) один на один и могут оказаться неготовыми к её верному восприятию. Информационная среда отнимает много времени и сил, а для детей и подростков с только формирующейся и не до конца окрепшей психикой это становится определенным стрессогенным фактором. Он влияет на них ежедневно и может стать причиной разных ненормативных проявлений (эмоциональная нестабильность, перемены настроения, суицидальные мысли, присоединение к радикально настроенный группам и прочее)», - отметила Дарья Петина.
По словам психолога, в этой ситуации важно соблюдать цифровую гигиену, которую начинают прививать и формировать, в первую очередь родители. Цифровая гигиена детей и подростков похожа на обычную гигиену, когда родитель учит ребенка мыть руки после прогулки, убираться в своей комнате и поддерживать общую чистоту тела и пространства. Так же нужно учить ребенка соблюдать «гигиену души» - цифровую гигиену (использовать возможности цифровой среды безопасно и разумно). Это важно делать, начиная с раннего возраста, как только ребенок начинает знакомиться с телевидением, гаджетами и прочее.
Дарья Петина выделяет четыре уровня в процессе условного обучения ребенка цифровой гигиене.
1. Ограничение (малыши): «детям младше 3-4 лет вполне реально ограничить время просмотра телевидения либо интернет ресурсов (последние вообще не рекомендованы в таком возрасте) простыми родительскими запретами с кратким объяснением, что малышам больше нельзя. Повторюсь, интернет-ресурсы и телефон вообще можно исключить в таком возрасте – это вполне реально при желании родителя, но, безусловно, требует труда».
2. Твердый контроль: «возраст от 4-5 до 10-11 лет. Он подразумевает четкое представление родителя о том, что смотрят дети, чем интересуются, какой контент их привлекает и далее, через обсуждение правил пользования и правил семьи в целом, обсуждение и «заключение договора» о том, что можно и чего нельзя, какие опасности могут быть в цифровой среде (время, ресурсы, материал, сайты и прочее) с постоянным (не выходящим за рамки разумного) контролем: разъяснениями и вопросами, на которые обязательно нужно получить ответ ребёнка, аргументы и высказать свое мнение мягко и доступно».
3. Ненавязчивый контроль: «подойдет для детей с 10 до 13-14 лет. Такой контроль позволяет родителю оставаться в курсе цифровой жизни ребенка (дружить в социальных сетях, быть подписанным на страницы и сообщества и прочее), используя обсуждение, вопросы о том, что ребенку интересно, почему именно это сообщество/группа/тема его привлекли, что там может быть полезным, а что опасным. При этом, правила, принятые ранее, естественно сохраняются, но могут быть расширены границы того, что можно».
4. «Быть в курсе»/ «Рука на пульсе»: «возраст от 14-15 лет. Уровень очень похож на предыдущий, имеет те же особенности реализации. Отличие состоит в том, что рамки здесь еще более расширены и родитель может быть не до конца посвящен во все нюансы цифровой жизни ребенка, сохраняя с ним отношения, построенные на доверии, в котором родительский контроль является неотъемлемой здоровой частью детско-родительских взаимоотношений. Но контроль сохраняется на уровне вопросов, комментариев, просьб поделиться тем, что сейчас интересует молодежь и почему, без категоричных запретов и негативных оценок. Также важно сохранять возможность визуально мониторить страницы ребенка в интернет пространстве (сохранение дружбы, просмотр историй, стен)».
«Безусловно, все сказанное — это только общий шаблон, который для каждой семьи может быть наполнен разным содержанием, и возрастная градация может быть очень подвижной», - добавила педагог.
Уточняется, что основная идея состоит в том, что только искренняя включенность и заинтересованность родителя интересами и мыслями ребенка, сохранение доверия в детско-родительских взаимоотношениях позволит формировать и поддерживать цифровую гигиену ребенка и, при необходимости, уберечь его от необдуманных действий. При соблюдении данных условий в описанных уровнях у ребенка формируются навыки анализа материала, умение выражать и отстаивать свое мнение, слушать мнение другого человека и сравнивать его со своим, подходить критично к любой информации и проверять ее на достоверность, а значит безопасно использовать возможности информационной среды.
Пресс-служба правительства Zабайкалья,
Телефон для СМИ: 8 (3022) 23-37-49, e-mail: pressazk@mail.ru
В Забайкальском крае проходит первый межведомственный съезд психологических служб
Свыше 8 тысяч звонков поступило на телефон доверия в Zабайкалье с начала года
Курс психологии для тренеров впервые стартовал в Забайкальском крае
#Мывместе: Семьям мобилизованных забайкальцев окажут психологическую помощь