Проект «Наставничество» в Чите охватит два детских центра. Кто такой наставник?
Забайкальское региональное отделение «Союза добровольцев России» в этом году стало победителем конкурса президентских грантов с проектом «Наставничество». Проект в Забайкалье второй год поддерживается благотворительным Фондом «Солнечный город», в прошлом году получил помощь в рамках программы «Мир новых возможностей» компании Норильский никель. Финансовая поддержка Фонда президентских грантов позволит расширить его географию – в прошлом году он реализовывался на базе Читинского центра помощи детям имени Подгорбунского, а уже в этом году войдёт на территорию детского центра «Восточный». Руководитель организации Кристина Рахманова рассказала, зачем детям в таких учреждениях нужен взрослый наставник и кто может им стать.
- Наставник получает деньги за свою работу?
- Нет, наставник – это волонтер, доброволец. Он не получает зарплату за дружбу с подростком из детского дома.
- Из чего складываются расходы по проекту?
- Расходы в проекте « Наставничество» – это зарплата двух специалистов. Куратор проекта и психолога проекта.
Куратор проекта – это человек, который организует работу проекта в городе. Именно он договаривается с детскими домами региона, отвечает за поиск и обучение волонтеров, следит за тем, чтобы никто из участников не нарушал правила проекта. Куратор – это связующее звено между администрацией детского дома, наставником и ребенком. Без его работы было бы сложно наладить контакт как с учреждением, так и с наставниками.
Психолог проекта – это человек, который обучает наставников, подбирает пару наставник-ребенок, опираясь на особенности каждого, и сопровождает их на протяжении всего участия в проекте.
- Зачем куратор проекта? Неужели нельзя просто прийти в детский дом и подружиться с ребенком?
- Просто прийти в детский дом и стать волонтером или наставником – нельзя. Вы не найдете учреждения, которое согласится на такой вариант помощи. Во-первых, по правилам внутреннего распорядка учреждения не имеют права пускать на территорию любого желающего. Сотрудники детских домов отвечают за безопасность детей и могут допустить только проверенных и обученных людей. Во-вторых, у детских домов нет ресурса искать, проверять и обучать каждого, кто хочет помочь детям. Контролировать наставников, организовывать для них мероприятия и дополнительные обучения – тем более. Этим занимается куратор и психолог проекта. В-третьих, наставники каждую неделю отправляют отчет о встречах куратору, задают вопросы: куда можно сходить, как помочь с переездом в общежитие и так далее. В среднем в одном детском доме от 10 до 20 наставников. Специалистам детского дома было бы очень сложно регулярно поддерживать с ними связь.
- Зачем обучать наставников и как-то специально готовить их к участию в проекте?
- Как правило, у детей в детских домах существует определенный набор психологических травм, с которыми они не могут справиться самостоятельно. И задача наставника в этой ситуации - не навредить.
Прежде чем создать «пару», все участники программы проходят двухдневный тренинг, на котором им подробно рассказывают про психологические особенности детей-сирот, про общение в подобных парах и про нюансы построения отношений.
Только после прохождения этого тренинга кандидат в наставники принимает окончательное добровольное решение об участии в проекте. При этом отрицательное решение - это тоже результат, который поможет в дальнейшем избежать глубоких травм и проблем на этапе построения отношений с ребенком.
Одна из основных задач на этапе подготовки и обучения наставника - понять свой ресурс и ограничения, иметь начальные знания о детской психологии и быть готовым к неожиданностям.
- Зачем ребенку из детского дома нужен наставник?
- Основная задача наставника - помощь в адаптации подростка к взрослой жизни.
Воспитанник детского дома выпускается практически не социализированным: у него недостаточно навыков по самообслуживанию, потому что в учреждении большая часть вопросов решается за него. Ребенок не знает, как ходить по магазинам, как приготовить еду, как экономно тратить деньги, как планировать свой день и вообще жизнь, решать простейшие бытовые вопросы: как платить за квартиру, вызвать сантехника и тому подобное.
Кроме того, таким детям сложно выстраивать отношения с людьми. На этом сказывается их негативный опыт изъятия из кровной семьи и, соответственно, нарушения привязанности, плюс общение с замкнутым кругом людей в учреждении.
Наставник не изменит кардинально всю жизнь ребенка в детском доме, Но он может внести значительный вклад в формирование его жизненного опыта. Он задает для ребенка новый формат отношений, в которых он важен как личность. Он станет близким взрослым, который будет присутствовать в жизни ребенка стабильно, будет заинтересован его жизнью. Он может повысить самооценку ребенка, помочь ему поверить в себя, научить разбираться в своих переживаниях и чувствах, понимать других людей.
- Стать наставником может любой желающий?
- Формально существует всего два условия для того, чтобы стать наставником - возраст старше 24 лет и возможность видеться с ребенком как минимум раз в неделю.
Но даже при условии выполнения требований, после прохождения психологического теста куратор и психолог могут рекомендовать кандидату повременить с участием в проекте, так как наставническая деятельность требует затрат внутренних ресурсов.
Это может произойти по нескольким причинам: если у человека нет четкой мотивации и он не понимает, почему хочет стать наставником, если человек планирует стать приемным родителем, а наставничество для него - своего рода репетиция.
- Можно ли просто прийти в детский дом и выбрать ребенка для наставничества?
- Нельзя. Решение о том, как создать пару, принимают психолог и куратор проекта.
Формирование пары происходит с учетом психологических особенностей, интересов и темперамента обоих участников. Это делается для того, чтобы общение в паре было максимально комфортным и эффективным.
- Наставничество - это подготовительный этап к приемному родительству?
- Технология наставничества не подразумевает того, что ребенка в дальнейшем заберут в семью.
Нередко встречается убеждение, что прежде, чем взять приемного ребенка в семью, стоит побыть наставником, посмотреть на детей из детского дома вблизи, а может быть заодно и выбрать себе кого-то.
Эта позиция неправильна с точки зрения интересов детей. Наставник, являющийся потенциальным приемным родителем, будет сосредоточен на необходимости сделать выбор, а не на отношениях со своим подопечным.
Может возникнуть ситуация, когда для усыновления может быть выбран другой ребенок и это однозначно станет глубокой травмой для подростка, к которому ходил наставник.
Если же волонтер заберет домой «своего» ребенка, то он создаст непростую ситуацию для других пар, и даст повод остальным детям проверять своего наставника: «а вдруг заберут домой?» Это отрицательно скажется на дальнейшем развитии отношений.
- Есть мнение, что дети из детских домов видят в наставнике «спонсора», им не нужна дружба.
- Да, существует высокая вероятность того, что ребенок из детского дома будет видеть в наставнике в первую очередь «спонсора», у которого можно просить подарки и деньги. Это связано с травматическим опытом ребенка и отсутствием близких отношений, которые они пытаются восполнить с помощью материальных благ, так как у них нет другого опыта.
Но вклад наставника в жизнь подопечного заключается в другом: в затраченном времени на общение и оказании поддержки. Одной из задач наставника является как раз переключение мышления ребенка на осознание важности общения и человеческих связей между людьми.
Команда проекта внимательно относится к этому вопросу и тщательно готовит наставников, в том числе, прорабатывая вопрос подарков детям.
- Наставничество - это на всю жизнь?
- Долгосрочные отношения с ребенком - это сложившаяся практика наставничества. Такие отношения гораздо эффективнее, они помогают ребенку восстановить доверие к миру и взрослым людям.
Но это совсем не значит, что наставник должен строить свою жизнь, постоянно оглядываясь на интересы подопечного. Да, может сложиться так, что наставник должен переехать в другой город или прекратить отношения по другим причинам.
В этих ситуациях решается вопрос о поиске другого наставника для ребенка, а психолог помогает паре сделать расставание минимально травматичным.
- Что происходит в ситуации, когда отношения в паре не сложились?
- В человеческих отношениях бывает всякое. Именно поэтому на этапе подбора пары психологи обращают пристальное внимание на совместимость взрослого и ребенка. Кроме того, пару сопровождают психологи и помогают ей в сложных случаях.
Случается, что первое впечатление бывает ошибочным. В таких ситуациях также помогает психолог, и впоследствии отношения в паре становятся прочными и гармоничными.
Конечно, не исключены случаи, когда принимается решение о закрытии пары, но благодаря работе психолога они минимальны.
- Каковы принципы реализации программы? Есть ли какие-то правила, которые неукоснительно должен соблюдать наставник?
- Два базовых принципа программы - безопасность и доверие. В некоторых ситуациях эти принципы могут вступать в конфликт друг с другом. Здесь работает правило приоритета. Приоритетным принципом является безопасность.
В правилах программы есть прописанный регламент взаимодействия наставника и подопечного, который также построен на принципах безопасности ребенка. Запрещено нарушать права ребенка, повышать голос, наказывать, оскорблять, применять любые насильственные действия (физического или психологического характера). Нарушение данного правила влечет за собой юридические последствия. Запрещено становиться «сообщником» ребенка в нарушении правил его жизни в детском доме и вне его, создавать или поощрять опасные ситуации. Запрещено посещать ребенка в нетрезвом или нездоровом состоянии. Запрещено покупать и передавать ребенку табачную, алкогольную и наркотическую продукцию.
Кроме того, в программе есть неоспоримое правило: наставником у девочки может быть только женщина, наставником у мальчика может быть, как женщина, так и мужчина.
Планируется, что в рамках нового этапа реализации проекта появится ещё не менее 20 пар. А значит ещё у 20 ребят появится друг. Чаще наставниками становятся девушки. Сегодня в регионе в проекте только один мужчина, дошедший до знакомства. А детский дом - чаще всего «пацаначье» царство, и нам очень нужны в проекте мужчины.
Забайкальский центр социально значимой информации, Екатерина Рахманова.
Email: infocom75@yandex.ru
Новые практики ресурсных центров: забайкальцы на форуме лидеров НКО
ОБЪЯВЛЕНИЕ о приеме заместителем прокурора края Радченко А.В.
Налог с доходов от банковских вкладов за 2023 год необходимо уплатить до 2 декабря
Семь проектов от Агинского округа победили в конкурсе грантов Губернатора Забайкальского края