Педагог Аягма Гунгаева: « С детьми нужно быть на одной волне»
Учитель русского языка и литературы в Дульдургинской школе Аягма Гунгаева в профессии уже 24-й год. Говорит, что с детьми интересно и с ними можно вместе расти. Мы поговорили о дистанционном обучении, секретах лёгкого выполнения домашних заданий, книгах, которые учат жизни, и рецепте хороших отношений между учеником и преподавателем.
- Почему выбрали эту профессию?
- О выборепрофессии я долго не думала. Происхожу из педагогической династии, моя мама Гурожапова Мыдыгма Мункуевна работала учителем начальных классов, заведующей Гунэйским детским садом, сейчас на заслуженном отдыхе. Мой дед Доржиев Гурожаб,кавалер орденов Боевого Красного Знамени и Красной Звезды, работал во многих школах нашего округа.
- Насколько тяжело, энергозатратно работать с детьми?
- Я не сказала бы, что мне сложно работать с детьми. В каждой профессии есть свои особенности. Да, бывают «горячие» периоды, когда нужно проявить усилия, но всё это преодолимо. А вообще учитель всегда находится в поисках идей, разумных решений из определенных ситуаций. Бывает, что хорошие идеи приходят под покровом ночи, в тишине. Важно правильно распределять задачи и быть в ресурсном состоянии. На данный момент я работаю с детьми среднего звена. Мне интересно с ними проводить время, наблюдать за их становлением, формированием как личности.
- Есть ли у вас какие-то внеурочные мероприятия с ребятами? Может, какие-то традиции школьные?
- Сейчас из-за пандемии все мероприятия отменены, но, тем не менее, мы стараемся сохранить традиции нашего класса. Например, у нас есть премия классного руководителя. По всеобщему голосованию в конце учебного года мы выбираем трех лучших учеников. В прошлом году были такие номинации, как «Лучший в учебе», «Лучший в спорте», «Прорыв года». В этом году решили наградить за добрые поступки, за лучший результат ВПР, за открытие года. Также мой 8 «а» класс еще с начальных классов играет в «гномиков». Детивытягивают жребии итайно дарят друг другу подарки. А если у кого-тодень рождения, они садятся на уроках по своему желанию.
- Вы преподаёте русский язык и литературу. Сейчас речь современной молодёжи быстро меняется, обрастает новыми словами, заимствованиями. Бывает ли, что не понимаете каких-то высказываний школьников?
- Да, бывают моменты, когда я их не понимаю. Обычно это наблюдается в неофициальной обстановке. Недавно мне дети объяснили значения слов «иззи», «краш», «рофлить», «на чиле».
- А сами как к этому процессу изменения языка относитесь?
- Эта проблема беспокоит многих людей. Считаю, что это временно, потому что язык – это развивающееся явление. У каждого поколения свой сленг, мы тоже в свое время говорили на своем языке. Современная молодежь таким образом хочет самовыразиться. Конечно, не стоит злоупотреблять заимствованиями, ведь это засоряет речь. Культурный, образованный человек никогда не будет прибегать к иностранным словечкам, потому что он понимает, что сила народа - в его языке.
- А какие в вашей работе есть интересные методики преподавания?
- Я работаю так же, как и все. Многие используют технологию критического мышления, технологию проблемного метода, исследовательской деятельности, сотрудничества, технологию диалога культур. С введением дистанционного обучения многие внедряют в практику цифровые технологии. Также в последнее время начали говорить о развитии креативности, эмоционального интеллекта, о персонализированном обучения. Всё это для меня интересно, и я стараюсь их использовать в своей деятельности.
- Есть ли какой-то педагог, профессор, может, который служит для вас примером, образцом профессионала в сфере образования?
- Да, конечно. Пятнадцать лет я проработала в Гунэйской средней школе под руководством Цыбеновой Розы Сергеевны, Эрдынеевой Цыренжаб Доржиевны. Они показали мне пример учительского труда. Видимо, мне очень повезло с моими первыми наставниками, людьми, влюбленными в свое дело,преданными своей профессии. Сейчас я работаю в Дульдургинской средней школе. С большим уважением отношусь к учителям старшего поколения. Безусловно, это люди сильной закалки, люди, ценящие порядочность и ответственность. Авторитетом для меня в сфере образования ивоспитания подрастающего поколения является Дмитрий Сергеевич Лихачев. Его «Письма о добром и прекрасном» содержат бесценные советы, адресованные не только молодежи, но и всем людям. Также разделяю позицию Антона Семеновича Макаренко. Человек прежде всего должен уметь трудиться.
- На одном из сайтов прочитала, что книги, сформировавшие ваш внутренний мир – это «Братья Карамазовы», «Унесённые ветром» и стихотворения поэтов Серебряного века. Почему именно они? Что в них взяли для себя?
- Книгу Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» я читала и не раз перечитывала в юношеском возрасте, она произвела на меня огромное впечатление. Яркий образ Скарлетт О'Хара запомнился на всю жизнь.Люблю творчество Достоевского. Оно полифонично, психологично. «Братья Карамазовы» позволяют осознать ценность жизни. Так же и с поэзией Серебряного века. Тотальные жизненные перемены оголяют чувства людей. Многообразие эмоциональных состояний лирического героя дают простор для развития чувственного восприятия жизни.
- А что бы посоветовали школьникам обязательно прочитать, помимо литературы, которая есть в учебном плане?
- Часто предлагаю прочесть повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая», роман Исая Калашникова «Жестокий век». Из современных писателей посоветовала бы Гузель Яхину «Зулейха открывает глаза», Евгения Водолазкина «Авиатор». Также я обращаю внимание детей на произведения наших, забайкальских,писателей. Для анализа я часто беру тексты Бориса Макарова, Михаила Вишнякова, Виктории Балябиной, Дугармы Батоболотовой, Валерия Казакова и т.д. Кроме художественной литературы, я порекомендовала бы чтение мемуарной литературы. Сюжеты из реальной жизни, невыдуманные истории имеют особую ценность и влияют на формирование характера юных читателей.
- Есть ли любимые фразы из книг, которые могут звучать как наставление?
- Я люблю повторять фразу Льва Николаевича Толстого: «Каждый человек — алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека - не стараться светить, но стараться очищать себя».
- Дистанционка в период пандемии сильно поменяла процесс обучения?
- Думаю, что со мной многие согласятся в том, что из-за дистанционного обучения увеличилась доля учащихся, которые не видят ценности в образовании.Но, в то же время, увеличилась доля тех, кто ищет «свой путь», понимает смысл саморазвития, готов ставить свои цели и не готов брать «пакетные решения». Это и есть потребителииндивидуальных образовательных траекторий. Это те самые дети, которые могут продемонстрировать высокий уровень метапредметных умений.
- В вашем районе были ли какие-то сложности перехода на дистант в техническом плане?
- Наверное, были. Я не владею точной информацией. Из своего опыта хочу сказать, что были проблемы с Интернетом, и не все дети имели возможность заниматься дистанционно,были материальные трудности.
- Некоторые родители в Сети жалуются на то, что очень тяжело выполнять домашнее задание с детьми, нервно. Можете дать совет, как делать уроки с ребёнком?
- Мотивировать ребенка: мотивированный ребенок – самостоятельный ребенок. Это моё мнение. Если с детьми тяжело выполнять домашнее задание, то родители должныизменить подход к ребенку. Считаю, что нужно акцентировать внимание на положительных моментах, предложить ребенку вместе преодолеть испытание.
- Расскажите про форум классных руководителей. Каким был этот опыт для вас? Что он вам дал?
-Мне пришлось впервые участвовать вмероприятиитакого формата. Программа форума была очень насыщенной. На протяжении двух дней мы общались на круглых столах, искали ответы на актуальные вопросы в сфере педагогики, обменивались опытом. Подобное мероприятие проводилось на федеральном уровне впервые, и масштаб форума поражает: и форма организации, и содержание были на высоте. Поднимались очень важные вопросы: особенности инклюзивного образования и роль классного руководителя в инклюзии, роль классного руководителя в становлении коллектива. Были обсуждены вопросы взаимодействия родительской общественности и школы. Очень много внимания уделялось различным образовательным площадкам, гдеученики могут себя проявить и раскрыть свои таланты. Помимо того, что два дня форума включали огромное количество круглых столов, дискуссионных площадок. Все время работала ярмарка образовательных возможностей, где были представлены новейшие проекты, предлагались разработки. Я, безусловно, получила много ценной информации.
Для меня лично было важным обсуждение, связанное с тем, как строить работу по взаимодействию с родительской общественностью. На форуме присутствовали также представители различных родительских общественных комитетов, и было интересно услышать их точку зрения на роль классного руководителя в современном образовательном пространстве. Ведь одно дело то, как мы видим свою миссию, и другое – как она воспринимается родителями.
В работе Форума приняли участия интересные спикеры, представители разных сфер: актеры, журналисты, представители искусства, медийные личности, блогеры.
Первый Всероссийский форум классных руководителейдал мне колоссальный опыт для коммуникации в мероприятии большого формата, чему я очень благодарна.
- Вы часто участвуете в различного рода конкурсах? Разделяете мнение, что учитель должен постоянно учиться?
- Не скажу, что я часто участвую в конкурсах. Чаще всего мне приходится готовить детей к различным конкурсам, конференциям, олимпиадам и т.д. Мне это больше нравится. Вместе с детьми я развиваюсь, расту. Не всегда нам удается побеждать. Но в конце концов важен не столько результат деятельности, сколько процесс.
Считаю, что учитель должен не только учить, но и постоянно учиться, иметь в себе эту способность. Те, кто не учится, не способны учить других. Сейчас можно дистанционно пройти курсы повышения квалификации, участвовать в различных конкурсах, конференциях, вебинарах.
- Ещё нашла про вас информацию, что увлекаетесь кулинарией. Какое ваше любимое блюдо?
-Любимое блюдо – бузы. Любим всей семьей их лепить. Это священнодействие, это наши традиции и культура.
- Назовите рецепт хороших дружеских отношений между педагогом и современными подростками.
- Рецепт прост: нужно стараться понимать друг друга, быть на одной волне.
Забайкальский центр социально значимой информации, Екатерина Рахманова.
Email: infocom75@yandex.ru
Забайкальское «Солнце» можно посмотреть на площадке онлайн-кинотеатра «Окко»
Школьники из Запорожья познакомятся с крупнейшим вузом региона - ЗабГУ
Стоп - мошенникам: студентам Забайкалья расскажут, как защититься от киберпреступников
Трое забайкальских студентов стали именными стипендиатами Россельхозбанка
В Забайкалье активно началась работа по подготовке к летней оздоровительной кампании 2025 года