Экономика в жанре стратегии. Минразвития Забайкалья подвело итоги за 2 года
Два года назад правительство Забайкальского края создало минразвития – министерство по социальному, экономическому, инфраструктурному, пространственному планированию и развитию региона. Тогда предполагалось, что новое ведомство не только станет преемником министерства внешнеэкономических связей, но и будет помогать крупным инвесторам осваиваться в Забайкалье, параллельно укрепляя экономику всего края. О том, что за короткий срок ведомству уже удалось сделать, рассказал вице-премьер краевого правительства, глава минразвития Илья Акишин.
– При анонсировании минразвития в 2019 году не совсем было ясно, чем в итоге займется новая структура. Тем более уже тогда существовало министерство экономического развития. Опишите в двух словах основные задачи ведомства.
– Министерство планирования и развития Забайкальского края занимается широким кругом вопросов, оно является правопреемником министерства по внешнеэкономическим связям, но дополнительно занимается перспективным развитием региона, вырастает в новый сводно-аналитический орган.
С начала этого года министерство было перезапущено, и продолжается работа по дальнейшему закреплению результатов, полученных после вхождения в ДФО (Дальневосточный федеральный округ - прим. ред.). Главная задача, которую мы ставим перед собой, это создание высокооплачиваемых рабочих мест, потому что сейчас мы прекрасно понимаем, что 70% работающих людей получают крайне низкую, недостойную заработную плату.
По факту мы за эти 2 года успели подготовить и испробовать новый инвестиционный процесс, который заключается в полном сопровождении проектов – от изучения потенциала и подбора мер поддержки до ввода объекта в эксплуатацию. Следующая наша задача – цифровизация процесса.
– Какие крупные инвестиционные проекты уже удалось привлечь в регион при участии минразвития?
– Из крупных можно вспомнить сотрудничество с «Руссдрагметом» (Highland Gold) – компания занимается в Забайкалье освоением золоторудных месторождений и планирует за 5 лет вложить более 90 миллиардов рублей. Соответствующее соглашение уже подписано.
Инвестор предполагает заняться, например, разработкой давно законсервированного Тасеевского месторождения. Причём не будем забывать, что подобные якорные проекты ведут и к развитию обеспечивающих видов производства. И инвестор этим уже занимается, например, на территории бывшего ЦАРЗ-88 в Чите.
В целом ТОР «Забайкалье» помогла полностью реализовать уже четыре проекта. Кажется, что немного, но по факту это 1,8 тысячи новых рабочих мест и 69 миллиардов рублей инвестиций. А всего в территорию опережающего развития входит уже 30 проектов с общим объёмом заявленных инвестиций 196,9 миллиарда рублей и более 9 тысячами рабочих мест.
– Недавно Забайкальский государственный университет выиграл конкурс на разработку стратегии социально-экономического развития края до 2035 года. При этом в 2013 году такой документ уже создавали. Зачем новый?
– Начнём с того, что в августе этого года правительство Забайкалья утвердило комплексную программу социально-экономического развития региона, которая предусматривает рост валового регионального продукта на 4% в год, создание 57 тысяч рабочих мест к 2035 году, а также значительный объём внебюджетных инвестиций, который будет достигать 1,6 триллиона рублей – тоже к 2035 году.
Однако стратегия социально-экономического развития региона, в отличие от комплексной программы, более обширна. В комплексной программе, например, описана социальная сфера, но не в полном объёме – нет здравоохранения, образования и тому подобного. Стратегия – самое главное. Это видение ближайших перспектив региона по всем направлениям. У населения могут быть сомнения, а надо ли до 2035 года разрабатывать стратегию, но глобальное развитие именно на такой период и необходимо планировать, причём с пониманием, что делать каждый год.
Целесообразность разработки продиктована тем, что сейчас экономические, социальные, политические факторы, они немного другие, нежели те, которые действовали при разработке стратегии 2013 года. В неё, конечно, вносились корректировки, но она всё равно разрабатывалась в старых реалиях. Сейчас необходимо переосмыслить то, что было достигнуто, что получилось сделать, что не получилось, и поэтапно расписать до 2035 года, что мы должны сделать, чтобы Забайкальский край был развитой территорией в социально-экономическом плане.
И отрадно, что разрабатывать документ будут учёные, которые живут в крае. То есть они не понаслышке знают о проблемах края, и они как никто другой заинтересованы, чтобы стратегия была хорошей, работающей. Потому что они сами через некоторое время будут в этих условиях жить.
– Удалось ли минразвития за 2 года выстроить международный диалог? О каких успехах уже можно говорить?
– Распространение новой коронавирусной инфекции с 2020 года, конечно, оказало сильное влияние на развитие внешнеэкономических связей. Мы столкнулись с закрытием границ, введением ограничительных мероприятий, поэтому долгое время не проходили встречи с нашими зарубежными партнёрами.
Однако в июне всё же удалось организовать первую за долгое время онлайн-встречу губернатора Александра Осипова с губернатором Восточного аймака Монголии господином Бадамсурэном. На согласовании в Минэкономразвития России новое соглашение о сотрудничестве между нашими регионами.
Также в июне состоялась не менее важная онлайн-встреча с заместителем председателя Народного правительства Автономного района Внутренняя Монголия КНР Хуан Чжицяном. Мы обсуждали функционирование сопредельных пунктов пропуска, расположенных в Забайкальском крае и АРВМ, росийско-китайское сотрудничество в сфере двусторонней торговли. В частности, договорились провести встречи сельхозпроизводителей Забайкальского края и китайских импортеров сельхозпродукции.
Буквально в последние дни мне удалось в составе делегации России встретиться с руководителями регионов Республики Кореи, обсудить ранее не поднимавшиеся вопросы совместного гуманитарного и экономического сотрудничества.
Мир – глобальный, так что, несмотря на сложную ситуацию с коронавирусом, это важное для приграничного региона направление нельзя недооценивать.
– Минразвития края в этом году вернуло грантовую поддержку научных исследований, приостановленную правительством Забайкалья с 2014-го. Что предлагают забайкальские учёные? Как, по-вашему, это поможет развитию региона?
– До середины октября Российский научный фонд (РНФ) принимал заявки для отрытого регионального конкурса на получение грантов по приоритетным направлениям деятельности, и наш регион согласился на 50-процентное софинансирование проектов, которые победят от Забайкальского края. Забайкалье в 2022 году будет готово выделить до 10 миллионов рублей, столько же выдаст Российский научный фонд.
Мы работали с вузами, определили приоритетные направления, которые интересны для Забайкальского края, и получили, например, две заявки на исследование загрязнённости воздуха в Чите. Это острая экологическая проблема, нужно, безусловно, её решать, и мы хотим, чтобы наука нашла какие-то новые направления по улучшению качества воздуха, понятно, что решения могут быть неочевидными, и здесь нужно проводить научные исследования.
Есть так же проекты по применению распределённой электрогенерации для снижения стоимости электроэнергии, по сохранению запасов лекарственных растений в Забайкалье. В целом от региона было подано 13 заявок на участие в конкурсе. Это Забайкальский институт железнодорожного транспорта, Институт природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения РАН, Забайкальский государственный университет. Однако для нас было удивлением, что не была подана заявка со стороны ЧГМА, хотя мы прописали важнейшие направления исследований для борьбы с преждевременной смертностью в крае.
Мы рассчитываем, что наши учёные уже в следующем году получат по итогам участия поддержку со стороны РНФ и смогут выполнять научно-исследовательские работы за счёт грантов.
– По-вашему, министерство планирования и развития края за 2 года стало самостоятельным и полноценно работающим ведомством, или ему чего-то не хватает?
– Я думаю, у нас уже сформировалась качественная команда, способная работать с проектами любого масштаба и сложности. Этого, конечно, не получилось бы без федеральной помощи, в том числе Министерства России по развитию Дальнего Востока и Арктики. Многое удаётся реализовать благодаря переходу Забайкалья в состав Дальневосточного федерального округа – сколько стоит создание той же территории опережающего развития «Забайкалье».
Напомню, мы являемся пилотным регионом по внедрению нового инвестиционного процесса, коротко называемого Fast Track. Теперь нам важно не растерять новый экономический потенциал. Как раз для этого мы сейчас разрабатываем систему стандартизации инвестсреды. Это масштабная кампания, которая предусматривает в том числе создание реестра проектов, свода инвестиционных правил с алгоритмами подключения к инфраструктуре, инвестиционной карты региона.
На утверждении уже находится инвестиционная декларация с обязательствами руководства региона. В частности, речь идёт о неухудшении условий, оперативном рассмотрении споров, неукоснительном соблюдении условий предоставления мер поддержки инвестору.
Параллельно мы уже разрабатываем с Корпорацией развития Забайкальского края реестр инвестиционных проектов и инвестиционную карту. Карта будет открываться в браузере, мы нанесём на неё все важные для инвесторов данные: топографию, льготы, сведения об инфраструктуре, реализуемых инвестпроектах, о ценах на ресурсы на каждой из территорий и так далее.
Важная веха в стратегии региона – усиление Корпорации развитии края, превращение в организацию «прямого действия». Подготовительная работа проведена, надеюсь, о нововведениях мы сможем объявить в ближайшие недели.
Пресс-служба министерства планирования и развития Забайкальского края, Мария Численко.
Телефон для СМИ: 8-914-368-86-29, e-mail: corporation.press@gmail.com