Министр Ирина Левкович: о соцсетях, культурном туризме и любви забайкальцев к книгам
Концерты, театральные спектакли, выставки и экскурсии в 2020 году из-за пандемии переместились на онлайн-платформы. И на фоне этого Забайкалье не просто в короткие сроки освоило современные технологии, но и поднялось в рейтинге культурной активности на пару строчек. О том, как учреждения осваивали YouTube и соцсети, какой контент был самым популярным, и как привлекали молодёжь, рассказала министр культуры региона Ирина Левкович.
- Вы в должности министра меньше года. Какие были ожидания от предстоящей работы и совпали ли они с реальностью?
- Думаю, да. Все задачи первоначального плана, которые я поставила для себя в части сплочения коллектива, принятия моей стратегии и линии управления действующими руководителями подведомственных учреждений, реализовываются. Возможно, не так быстро, как хотелось бы. Но дорогу осилит идущий, я всегда это говорю. Нужно набраться терпения и правильно планировать, чтобы прийти к каким-то стратегическим моментам.
Наверное, самым главным событием начала года стала коллегия министерства культуры, координационный совет с участием глав муниципальных образований, представителей органов исполнительной власти, где мы в целом определили те направления деятельности, которые в будущем позволят выполнять наши задачи. Сегодня мы понимаем, что одни это не сделаем, только вместе.
- Вам пришлось налаживать работу в условиях пандемии. Как учреждения перестраивались на онлайн-режим?
- Это сложный процесс, который требует дополнительных финансовых средств. Всё, что связано с финансами, всегда сложновато решается. Каждое учреждение должно быть готово с точки зрения дезинфекции помещений. При этом мы понимаем, что для нас трудозатраты велики, а наполняемость залов остаётся 50%. В то же время понимаем, что без выполнения показателей по доходной части нам тоже жить тяжело.
Кроме того, наш основной контингент – это люди 65+, особенно в муниципальных образованиях. Люди, которые были вынуждены сидеть дома на дистанционке, а организовывать процесс всё равно нужно было, потому что стояла задача удержать зрителя.
Переход на онлайн-акции потребовал пополнения ресурсной базы. Это компьютерная техника, видеооборудование. Чтобы качественно показать онлайн ту же выставку музейных экспонатов, нужны навыки. Поэтому много работали над качеством контента.
Сегодня мы этому научились, у нас растёт аудитория – прирост к уровню 2019 года составил больше 70%, у нас почти 1,5 миллиона просмотров онлайн-ресурсов, хорошие просмотры в YouTube, социальных сетях. Не случайно мы занимаем 15-ю позицию из 31 региона по информационной открытости. И это даже вызывает спортивный интерес, чтобы учиться и развиваться ещё.
Мы понимаем, что одно и то же дать в Сети мы не можем. И это нам даёт ещё и плюс с точки зрения новых форматов. Включили проектное мышление, начали креативить.
- А что особенно нравится аудитории? Что больше всего смотрят?
- Конечно, те проекты, которые поддержаны федеральной повесткой. Например, «Библионочь». Люди пожилого возраста смотрят практически всё. Наша задача привлечь и молодёжную аудиторию. Очень хорошо смотрят программы РТК «Забайкалье». Выпускаем много роликов для подростков по здоровому образу жизни. Хорошо просматриваются страницы театральных учреждений.
- Эта громадная работа, о которой вы рассказываете, как раз и помогла Забайкалью по итогам 2020 года подняться в рейтинге культурной активности регионов. Что это значит для нас?
- Только то, что у нас ещё всё впереди. Это стартовая точка. Это говорит о том, что у нас есть силы, возможности, знания, ресурсы, и есть, куда двигаться вперёд. Надо открывать новые платформы. Да, мы зашли в Instagram, но нужно открывать, например, TikTok, думать о том, как привлечь на наши платформы с других.
- На что надо делать упор?
- На знания. Очень хочется, чтоб в каждом учреждении были люди, которые владеют подобными инструментами. Чтобы мы могли анализировать и мониторить ситуацию. Сегодня мы начали это делать и смотрим, какие публикации набрали больше просмотров и погружений.
Онлайн ещё и влияет на то, кто придёт к нам в реальности. Ведь всё же наша основная работа располагается в концертных залах.
То же самое и библиотеки. Это самый на сегодня крупный ресурс по посещаемости. Они дают нам 45% от суммы посещаемости всех наших учреждений. То есть больше всех людей идёт в библиотеки.
- Честно, неожиданный факт.
- Да. А люди читают, люди идут. У нас грамотные жители. Конечно, там не только чтение книг, но и литературные встречи, мероприятия. В последние годы, особенно в период пандемии, интерес к чтению заметно повысился.
Очень популярны разделы краеведения. Это, наверное, ещё связано с тем, что краеведение активно изучается в школах.
Но и модельные библиотеки – это такой классный инструмент привлечения читателей. Хочется, чтобы в Забайкалье таких библиотек становилось больше. В прошлом году мы их запустили в Чите и Малете, в этом году заводим три – в Узоне, Агинском и Хада-Булаке. И туда тянутся дети, подростки.
- Поймала себя на мысли, что вы уже настолько погрузились в этот онлайн, так умело оперируете разными словами из сферы технологий. Лично вы их быстро осваиваете?
- Поначалу давалось сложно. У меня есть страница в Instagram, и сейчас уже мне это интересно. Мне помогает пресс-служба и моя дочь. Я смотрю, как растёт число подписчиков. Смотрю, какие публикации наиболее популярны. Уже переживаю, если чем-то важным не поделилась с читателями. От меня они порой узнают о некоторых мероприятиях, которые прошли где-то.
- Общаетесь с аудиторией в соцсетях?
- Обязательно. Я сразу всем сказала, что открыта к общению. Практически весь личный приём строится на моём директе. Люди пишут, спрашивают о возможности встретиться. Я поражена, насколько люди неравнодушны к культуре, как много вопросов они поднимают. Пишут и студенты, и артисты.
- Ключевые культурные масштабные мероприятия, творческие коллективы, учреждения в основном сосредотачиваются в краевой столице – в Чите. Как у нас в районах с этим обстоят дела?
- Вы в точку попали. Сегодня наша основная задача – развести эти крупные мероприятия по всем районам. Мы для себя определили приоритетный проект, который назвали «Арт завод». Он как раз направлен на то, чтобы проехать в каждый район, и найти то ДНК района, которое можно в дальнейшем использовать на развитие культурного бренда этого муниципалитета. В каждый район должна выезжать группа историков, журналистов, работников культуры, которые определят этот код.
Мы понимаем, что там, где сегодня идёт большое строительство и зашли крупные предприниматели, там, где увеличивается количество рабочих мест, мы должны сразу помогать всему этому развиваться. Наша задача – сохранение корней. Агинский округ, например, национальная территория. Есть и полно других территорий, вокруг которых нужно выстроить интересную идею.
Нужно наполнить карту Забайкальского края крупными событиями. В Забайкалье нет ни одного краевого брендового фестиваля именно нашего. Такого, как «Байкальская рыбалка», «Астраханский лотос» или «Таврида». И здесь важно сотрудничество с министерством экономики.
- Раз заговорили о крупных мероприятиях, надо вспомнить, что близится празднование Дня Победы. Назовите какие-то ключевые концепты программы.
- В этом году мы для себя определили четыре точки, через которые мы проведём празднование – героизм, гордость, уважение, память. Через них мы проносим вклад Забайкалья в общее дело Победы. Это такая сверхзадача, но понятно, что зритель её напрямую не увидит.
Хотим преподнести информацию через каждого человека лично. Например, «Бессмертный полк», в котором в онлайн-формате помимо портретов участников ВОВ будут портреты тех, кто их несёт. Ведь это я благодарю деда, это я несу память, я должен быть воспитанным человеком, должен знать историю своей страны – это хотим донести.
Впервые в этом году 9 мая сделаем на площади музей под открытым небом. Туда рекомендую всем сходить. Хотим, чтобы это были не только увеселительные мероприятия, но и просветительские – пусть каждый, кто их посетит, что-то узнает о вкладе забайкальцев в Великую Победу.
Много онлайн-акций. Буквально вчера на радио я читала письма с фронта и на фронт. Это задело до глубины души.
Впервые в этом году много внимания уделяем спорту. На стадионе «Локомотив» будет целый праздник 9 мая. Победа – это боевой дух, взаимовыручка, помощь, плечо товарища рядом, это борьба. И на стадионе пройдёт матч между ФК «Чита» и ФК «Смоленск». Перед матчем пройдёт реконструкция игры 1942 года. Можно прийти, посмотреть.
На площади пройдёт традиционный Парад Победы, но с ограниченным числом людей. Там будут ветераны, труженики тыла. Все структуры сплотились на единую цель – сделать этот праздник максимально безопасным. Сейчас идёт трёхкратное обследование ветеранов, тружеников тыла, участников, сопровождающих людей, волонтёров. Мы пустим на площадь только 600 человек. По улице Ленина можно будет посмотреть, как пройдёт парад.
Дальше пройдут мероприятия на Мемориале, площади Революции, Труда, Декабристов, в ОДОРА, на СибВО. И вечерние мероприятия. Мы не приглашаем звёзд эстрады, понимаем, что ещё не выработан коллективный иммунитет. И, конечно, традиционный фейерверк.
- Ещё нас ждёт 10 дней выходных. А у вас это самый пик работы.
- Да, мы каждый день будем работать. Хочу, чтобы люди обратили внимание на наши экскурсионные маршруты – можно поехать с семьёй и по Чите, и в Амодово, и в Агинскую степь, пещеры Хээтэй, на Молоковку, Никишиху. Сегодня учреждения культуры готовы, у нас есть транспорт, экскурсоводы. Каждый день будут открыты концертные залы. Позже появится афиша. Конечно, будут работать центральные площади.
- Не как министр, а как обычный горожанин, как считаете, достаточно ли у нас мест в городе, куда можно пойти людям для отдыха?
- Нет. На КСК у нас проживает 25% численности населения, кинотеатра там нет. Сегодня над этим вопросом работаем. Есть проектно-сметная документация, источника финансирования нет. В городе нет современных территорий для молодёжи. Мы с нетерпением ждём запуска драмтеатра. Не хватает помещений в театре кукол, требуется ремонт филармонии, библиотеке имени Пушкина, книгохранилищ не хватает, нужен ремонт краевому училищу культуры и училищу искусств. В районе МЖК вообще нет актовых залов. У училища культуры нет своей базовой площадки. Не хватает современных выставочных площадей. Есть проектно-сметная документация на инновационный центр, но нет источника финансирования. Нет локаций для хореографии вообще.
Надо сказать, что развивается академическое искусство. Есть камерный оркестр, русский народный оркестр в филармонии. Наш театр вошёл в проект «Большие гастроли», есть территория ГРЭС, где казаки. Конечно, есть потребность в их расширении, мы для себя эту цель поставили.
Когда я приезжаю в какой-то город, я понимаю, в какую картинную галерею пойду, что буду смотреть. Своих гостей я веду в Церковь Декабристов, водила на выставку Даши Намдакова.
Нам нужно мощное продвижение именно забайкальских имён. У нас замечательные художники, артисты, ремесленники. И надо искать именно нашу изюминку.
- Куда ходите в свободное от работы время?
- Всё свободное время занимает работа (смеётся – ред.). Я, конечно, хожу в театры и кино. В эти выходные ходила на «Росинки Забайкалья», в субботу ходила на концерт школы и училища искусств. Это я вообще люблю. Хотела посмотреть, какие у нас талантливые дети. Если иду в театр, беру с собой дочь, внучку, мужа, чтобы провести время вместе. Хочу сходить в кино на фильм «Чернобыль». Люблю бывать на природе. В последнее время не особо получается найти время, но стараюсь. Люблю спорт. Я занималась шахматами, есть золотой значок ГТО, поэтому стараюсь в таких вещах и сама участвовать, и коллектив сподвигаю. А вообще я люблю бывать там, где нешумно.
Управление информационных коммуникаций, Екатерина Рахманова
email: infocom75@yandex.ru
Поющие и знаменитые солисты театра «Байкал» из Улан-Удэ выступят с премьерным концертом в Чите (6+)
Новые экспонаты презентуют на Дне дарителя в Нерчинском краеведческом музее
Инклюзивную выставку с наградами России из музея истории Дальнего Востока откроют в Чите (6+)
Первый музей Алтарганы открылся в Агинском Бурятском округе
Забайкальское «Солнце» можно посмотреть на площадке онлайн-кинотеатра «Окко»