Министр труда и соцзащиты Забайкалья Дмитрий Семёнов: о выплатах, помощи мобилизованным и планах на 2023-й

В апреле 2022 года новым министром труда и социальной защиты населения Забайкальского края стал Дмитрий Семёнов, ранее замещавший должность первого замминистра финансов региона. О работе на новом месте, вызовах непростого 2022-го, нацпроекте и помощи мобилизованным он рассказал в интервью.
- Сложно было перестроиться с темы финансов на социальную сферу? Всё-таки там – цифры, счета, а здесь – больше личные истории.

- Там не цифры, скорее, такая же жизнь. Решение о назначении меня на эту должность и было принято с учётом того, что есть такой опыт. Да, там более формальная работа. Там нет людей, которые приходят на приём. Но там всё те же заботы, всё также люди. Поэтому перестроился нормально – сфера знакомая.


- Как теперь проходит ваш рабочий день?

- Работа руководителем органа и заместителем отличается. Когда ты работаешь заместителем, ты прикрыт и руководством, и коллегами. Здесь больше задач, нужно самому всё организовать. Больше ответственности. Но справляюсь.
- Сейчас огромные ресурсы направлены на поддержку мобилизованных и их семей. Какие меры были выработаны в крае в этой ситуации?

- Было принято непростое решение о выплатах мобилизованным гражданам. Сначала планировалось выплатить три раза по 50 тысяч рублей, позднее решили выплатить 150 тысяч разово. Сумма очень большая – это порядка миллиарда рублей. Впервые мы взяли на себя ответственность произвести выплаты без обращений граждан. Мы отработали с органами военного ведомства, УФМС, центрами, которые осуществляют расчёты и перечисления. Мы с людей не взяли ни одного заявления, справки. Выплата была произведена по спискам по факту мобилизации. Да, были единичные случаи с ошибками. Например, был случай, когда у якутского гражданина и читинского гражданина фамилия, имя, отчество и дата рождения полностью совпадали.

Также мы выплачивали единовременную выплату добровольцам батальона «Даурский». Вопрос тоже оказался сложным. Работали с командирами отделений, пересылали документы, отрабатывали в ручном режиме. Для кого-то это оказалось несколько дольше, чем рассчитывали. Но на данный момент «даурцам» выплачено всё.

- За мобилизованными также пообещали сохранить рабочие места.

- Это было федеральное решение, мы его только транслировали. Мы организовали прямой эфир по этому вопросу. У людей изменилась жизнь, было непонимание, поэтому нам надо было объяснять, что будет с работой, зарплатой. Также в министерстве работала «горячая линия» по вопросам трудовых прав мобилизованных, а с работодателями наши специалисты проводили семинары и встречи.


- Какие наиболее популярные вопросы, касающиеся темы мобилизации, к вам поступали и поступают?

- Вопросы были разные и они касались разных периодов. Как только мобилизация началась, возник вопрос, как мы уже сказали – что будет с работой, как сохранить рабочее место. Многие поехали, не подготовив никаких документов, не написав никаких заявлений на работе. Также у людей возник вполне обоснованный вопрос: «На что жить?». Тогда решение по 150 тысячам ещё не было принято. Но президент довольно оперативно решил этот вопрос. Мы непрерывно вели разъяснительную работу.

После этого начали возникать вопросы по обмундированию. Всё решалось путём разъяснения, на уровне правительства велась работа по закупкам. Мы много закупок сделали с помощью Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации – это и спальники, и оборудование, и одежда, и бельё. Поэтому за этот труд огромная благодарность фонду.
Когда начали перечислять единовременную выплату, тоже возникло недопонимание. Люди не могли получить всё сразу. Когда начали получать одни, другие стали волноваться, что им не перечислили. Мы объясняли, что выплаты произведут всем, нужно подождать, ведь большое количество платежей в один день не проходят. Возникали неточности со счетами, цифрами, буквами в реквизитах. А если хоть что-то не совпадает, платёж не проходит. Отрабатывали это вручную.


Сейчас вопросы по выплатам сняты. Мы занимаемся планомерным оказанием гуманитарной помощи. Все учреждения собирают посылки, сами что-то шьют, вяжут. Уже было несколько отправок нашим бойцам.
- Не повлияла ли организация выплат и других мер поддержки военнослужащим на текущие социальные выплаты?

- Глобально нет. Конечно, нагрузка большая, люди работали в выходные дни, очень большое количество документов нужно было обработать. Но не было такого, что мы отложили детские пособия и занялись исключительно выплатами мобилизованным.
- Правительство России утвердило программу содействия занятости молодежи до 2030 года. В ходе послания Заксобранию в 2021 году губернатор Александр Осипов озвучил, что задача регионального правительства, чтобы как можно больше забайкальской молодёжи воспользовались этими мерами поддержки. Как реализовывается эта задача?

- Полномочия по занятости у нас общие, вопрос занятости молодёжи касается взаимодействия с министерством образования. В этом году мы нашли консенсус в части необходимых вакансий, специальностей, прогноза рынка труда. Раньше этот прогноз составлялся по формализованным методикам и был мало применим. Есть очень много глобальных проблем, которые не касаются нас напрямую, но нам нужно в этом участвовать. Например, практически полностью в крае перестали готовиться некоторые рабочие специальности. Подразумевается, что люди будут работать на более современных станках, а сейчас, когда возник вопрос работы с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, связанного с ремонтом военной техники, выяснилось, что такие рабочие специальности нужны.


По прогнозу рынка труда мы будем смотреть, какие действительно специальности нужны, исходя из этого, проводить профориентационные мероприятия.


Люди стремятся получить высшее образование любыми силами, потратить деньги, а потом с этим дипломом пойти работать по рабочей специальности, где такое образование не требовалось. Нужно пытаться людям объяснить, что эти специальности можно получить в техникуме или колледже. Затем, если возникнет потребность в карьерном росте, можно в дальнейшем получить высшее образование.

Когда-то давно сформировался стереотип, что рабочие специальности – это позорно. Это не так, конечно. После Великой Отечественной войны мы возродили экономику сельским хозяйством, производством, промышленностью. Это были люди труда.


Есть у нас такое направление, как летняя занятость в школах. Это и приобщение детей к труду, и возможность для них заработать. Большинство районов на протяжении последних лет выделяют небольшие деньги на то, чтобы дети имели такую возможность.


Мы проводим много мероприятий по профориентационной работе подростков. Есть конкурс трудовых династий, в котором школьники со всего края изучают трудовые династии семей, когда люди из поколения в поколение работают в одной профессии по 200-300 лет подряд. Это тоже стимул для молодых людей определиться с профессией и в будущем работать.

Этот год чётко показал, что у нас много работающих людей, при этом эта занятость является теневой. Люди пекут торты, занимаются доставкой товаров, ведут личное подсобное хозяйство для продажи продуктов, но официально занятыми не считаются. Работает там и молодёжь. Будем профилактику вести и в этом направлении, проводить разъяснительную работу.
- Нацпроект «Демография» - каковы его количественные и качественные результаты в 2022 году?

- Мы полностью выполнили свои показатели. Нацпроект в целом обширен, включает и стройки, и оборудование. У нас это выплаты.
На создание благоприятных условий жизни для населения края направлены мероприятия двух региональных проектов «Финансовая поддержка семей при рождении детей» и «Старшее поколение». По первому проекту в 2022 году на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки семьям с детьми направлено более 4 миллиардов рублей. Более 28 тысяч семей получили финансовую поддержку.


Получателями ежемесячных выплат на первенца стали почти 12 тысяч семей.
Забайкальцы получают дополнительные «дальневосточные» меры поддержки семей в виде единовременной выплаты при рождении первого ребенка и регионального материнского капитала при рождении второго ребенка. С 2019 года мы также получаем софинансирование из федерального бюджета на выплаты в случае рождения третьего или последующих детей.


Как результат – наметилась устойчивая тенденция к многодетности – выросло число третьих и последующих рождений.
Задача регионального проекта «Старшее поколение» – повышение качества жизни граждан предпенсионного и пенсионного возраста. На сегодняшний день в систему долговременного ухода включен 791 человек.

В реализации проекта участвуют восемь пилотных учреждений социального обслуживания из семи муниципальных районов края. Действуют четыре отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Действуют «школы ухода» для обучения граждан, осуществляющих уход на основе родственных соседских или дружественных связей, в которых обучено 58 человек. Дооснащены техническими средствами реабилитации пункты проката пилотных учреждений, услугами пунктов проката воспользовалось 120 граждан.
На демографию влияет не только рождаемость. Наш помощник – здравоохранение и спорт. Со здравоохранением мы работаем в теснейшем контакте. Нужно сделать упор и на организацию массового спорта, пропаганду здорового образа жизни.


Влияет на демографию в нашей части и борьба с профессиональными заболеваниями, с травматизмом на производстве. Здесь есть комплекс мероприятий, которые мы выполняем. Есть успехи, но есть куда стремиться.
- Каким был 2022-й для вашего ведомства?

- Все вызовы, которые нам выпадали, мы выполнили. И в вопросе выплат мобилизованным, и в консолидации усилий по оказанию гуманитарной помощи. Увидели, что у нас очень сопереживающие, неравнодушные люди.


Было много работы в части выплат на детей. Выплаты по ЧС шли по новому регламенту через портал Госуслуг. Люди подавали заявление везде – в центры соцзащиты, МФЦ и на Госуслуги. В итоге при наличии 7,2 тысячи пострадавших было обработано 9,1 тысячи заявлений.

Я и сам протестировал систему и подал заявление через Госуслуги. Я подал заявление в обед как человек, который не находится в зоне ЧС. А в пять часов получил обоснованный отказ. Всё понятно. Я лично убедился, что система работает, причём оперативно. Всё равно мы не полностью перешли в цифровой режим в этом случае, комиссии всё равно ходили и осматривали дома наперёд.

Коронавирус продолжался. К моему приходу в министерство все учреждения научились работать в этих условиях. Мы до сих пор не снимали с учреждений ограничительные мероприятия. Персонал в масках, получатели соцуслуг на массовые мероприятия выходят в масках, все вакцинированы, есть режим посещений, обработка помещений. Да, это дополнительная работа, но она уже стала текущей.
- Назовите приоритеты в работе ведомства на 2023 год.

- Мы будем продолжать выплаты на детей. Второй большой блок работы – занятость. Здесь нужно работать серьёзно, в консолидации с образованием. Менять отношение к человеку труда.

Будем работать и развиваться. Очень много внутренних идей по организации работы учреждений.

Ещё одно направление – модернизация центров занятости. Сейчас они используются людьми как возможность легализовать свой статус незанятого человека и получать пособие по безработице. А по сути, центр занятости должен стать центром притяжения для работодателей и работников. Центром, где они смогут найти друг друга. Нужно больше открытости от работников и работодателей.

В целом вся работа будет продолжаться, планов очень много.
Екатерина Рахманова для 75.РУ
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website