«Во мне несколько сотен поколений» - как живёт агинский народный мастер Дондоков 
За свою жизнь он спроектировал и построил больше 100 объектов, а за его работами приезжают покупатели из-за рубежа

«Как вас много! Пойдёмте в мастерскую». Болот Дондоков ведёт журналистов по участку вдоль своего дома, второпях рассказывая, что сейчас активно готовится к «Алтаргане». Недавно на конкурсе туристических сувениров в Уфе его скульптура бурятского Батыра заняла третье место. Хотя он говорит, что его работы сувенирами назвать трудно. Слишком много в них смысла, переплетённого с бурятскими традициями и жизненным опытом самого мастера.

Болоту Дондокову 63 года. Здесь, в Агинском, он своими руками построил дом для семьи. Здесь живут сын и дочка, растут внуки, которые, наверняка пойдут по стопам дедушки. Седоволосый Болот улыбается: они сами выберут путь. Но почему-то дороги всех членов семьи постепенно приходят к творчеству – от профессий, которые к творчеству вовсе не относятся.
- Когда я был маленьким, через дом от нас у меня жил друг, а у него дядя поступил в Москву на архитектора. И мне слово это понравилось – «архитектор». Такое красивое слово, а я даже не знал, что оно значит. Позже выяснил. И появилась мечта стать архитектором, - вспоминает мастер.
За мечтой он поехал учиться в Московский архитектурный институт. Но после учёбы в Москве не остался, вернулся домой. И счастлив.
- После института приехал в Дульдургу на родину. Стал заведующим отдела архитектуры и градостроительства района. Начал работать. Какое там творчество? У меня двое детей, а зарплата 109 рублей. Не хватало, конечно. Отработал три-четыре года, написал заявление на увольнение, ушёл «на вольные хлеба». Собрал бригаду, работали на колымах. Строили дома, заборы, всё подряд. И помимо этого начал делать бурятские сундуки вручную. Один стоил 140 рублей. И однажды за сутки я сделал один сундук, заработал 140 рублей. Жене принёс эти деньги, она чуть в обморок не упала, - вспоминает Болот.
Говорит, она сначала боялась – как это, не иметь стабильной работы. Но потом успокоилась и стала поддерживать. Вместе они уже почти 40 лет. Супруга работает учителем. И она одна из тех, кто первой видит работы мастера.

Сын Аюр тоже мастерит, хотя отучился на экономиста. Дочь делает броши, но по образованию – юрист.
- Это сына моего работа, - Болот улыбается и показывает рукой на макет здания Белого дома. – У него образование-то экономическое, надо было, конечно, в «художку» отдать. Но у него это дело в крови. Он чувствует всё.
Макет с резными фасадиками, лепниной, ступеньками и шторочками в окошках расположился посреди мастерской. Сама она размером с комнату. Тут пахнет извёсткой от печи, свежей доской и краской. И всё тут – про работу, которая остановилась, чтобы гости могли рассмотреть каждую фигурку. Тут на столе среди опилок расположились кисточки, баночки, ножи, инструменты. И тепло.

Хозяин зовёт гостей в угол, тут раскинулся архитектурный ансамбль «Кижи». Резная церковь ещё не готова, предстоит отделка куполов и ещё немало работы. Но вся она уже – как маленькая копия настоящей. Народный мастер хочет создавать макеты достопримечательностей страны, чтобы каждый школьник мог их увидеть вблизи. В перспективе здесь должен появиться и Кремль.
- Забайкалье – это Родина. Здесь все мои корни. Помыслы, надежды – всё здесь, и дети мои здесь. Есть у нас поговорка – человек, который потерял свои корни, никогда не возвысится, не будет жить хорошо. Надо почитать предков, только тогда у твоих детей будет будущее. Я в этом уверен, и детей так воспитываю, - отмечает Болот Дондоков.
Говорит, не каждому удаётся вживую посмотреть достопримечательности России. Так пускай бы школьники приезжали в Агинское, чтобы увидеть все в одном месте.

За свою жизнь он спроектировал и построил больше 100 объектов. С детства за работой отца наблюдал и Аюр. И тоже влюбился в творчество.
Аюр демонстрирует процесс создания герба
- Аюр со мной сидел, клеил макеты. Хоть в архитектурный не пошёл, но самое главное, что у него было в крови это. У него огромный потенциал, ещё не раскрытый. Но я уверен, что он ещё дальше пойдёт, - гордо заявляет мастер.
Сам Аюр говорит, что вырос в творческой атмосфере. И однажды просто начал повторять за папой. А теперь хочет продолжать его дело.
- Папа очень добрый, постоянно нас поддерживает. Обычно родители не сильно поддерживают талант детей, но тут по-другому. Я отцом очень горжусь, он для меня вообще супермен. Я считаю, он может всё. Что бы ни запланировал, он доведёт это до конца, - говорит Аюр.
Вместе они создали бренд «Родовые гербы кочевых народов». Работы быстро набрали популярность, и о них теперь говорят далеко за пределами Забайкалья. О них Болот Дондоков рассказывает тепло, как об отдельном большом пласте жизни, который тоже пронизан обычаями и традициями.
Конкурс в Уфе, на котором побывал мастер, ещё раз показал уникальность его работ. Назвать их сувенирами не решались даже члены жюри.
- Есть сувенирная продукция, а есть декоративно-прикладное искусство. Так вот мои работы – это больше декоративно-прикладное искусство. Даже члены жюри сказали, что мои работы достойны очень высокой оценки. Один из членов экспертного совета спросил, сколько они стоят. Я сказал, что 6 тысяч. Он очень поразился, отметил, что они стоят больше 30 тысяч рублей, - рассказывает мастер.
По его словам, сувенирная продукция должна быть простой и отражать характер региона. У него всё глубже, отбрасывающее к традициям и обычаям бурятского народа. Но и от производства сувениров он отказываться не хочет, наоборот, планирует поставить на поток.
Работы Дондокова хорошо известны всем не только в Забайкалье, но и в регионах России. За деревянными фигурами приезжают даже из-за рубежа. Особенно иностранцам интересны образы животных.

Здесь, в Агинском, семья Дондоковых организует конкурс резчиков по дереву. Деньги на призы победителям выделяют сами. А теперь планируют расширить его до фестиваля, на который бы приезжали туристы, и приглашать мастеров из других регионов.

Но фестиваль – лишь частичка большой мечты о развитии туризма. Болот хочет, чтобы в район приезжали школьники и их родители, чтобы смотрели на вот эти резные фигурки, переплетения узоров, необычные шкатулки, грозных быков, и видели в них целый народ с его историей, традициями и обычаями. Чтобы туристы везли домой не пластмассовые магнитики без смысла, а маленьких верблюдов, деревянных чабанов, переливающиеся брошки в форме бабочек. Вот это вот всё, аккуратно вырезанное, покрашенное руками мастера, вот это, дышащее жизнью и памятью.

Говорит, нашёл тут своё место и хочет, чтобы об этом месте знали все. Для этого надо немного – просто влюбиться, чтобы не захотелось расставаться.
- И никогда не хотели уехать отсюда?

- Нет. Кто я такой в Москве? Был бы десятитысячным среди архитекторов. Там ведь есть куча своих талантливых людей, Москва и без меня обойдётся. А моя родина здесь, я нужен здесь. Я всегда говорю, что во мне несколько сотен поколений, они создали меня, они есть во мне. И я должен это передать своим детям. За мной стоит род, который даёт силы.

Екатерина Рахманова для 75.РУ

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website