Екатерина Рахманова
Скульптор Даши Намдаков: «Я развернул корабль домой»
Выставка известного скульптора Даши Намдакова открылась в Чите
Замысловатые фигуры, четкие формы и что-то чуть-чуть магическое – работы всемирно известного скульптора, уроженца Забайкальского края Даши Намдакова, приехали в Читу. Сам мастер, побывав в разных уголках мира, испробовав жизнь Москвы и даже Лондона, все еще с трепетом говорит о родной деревне Укурик, что в Забайкалье.


В экспозицию, расположившуюся в Музейно-выставочном центре, вошли станковая скульптура, малая пластика и декоративное искусство. Произведения мастера, представленные в таком объеме, забайкальцы увидят второй раз. Последняя выставка проводилась 15 лет назад. В день ее открытия 3 февраля Даши Намдаков встретился с журналистами и ответил на их вопросы.

Фото: пресс-службы правительства Забайкальского края
Почему эта выставка называется «Дорога домой»?

У меня есть такая работа, которой уже много лет. И она совпала с темой дороги домой. Где-то года полтора назад, в Лондоне, я ехал в свою мастерскую, все было хорошо, но я задал себе вопрос: «Что я тут делаю?» Мне уже было 50 лет. Видимо, что-то поменялось внутри. И в один день я пришел домой и сказал, что пора возвращаться. Я просто представил, что через много лет я буду пожилым человеком, единственным бурятом на улочках Лондона (смеется). Я развернул корабль и пошел обратно.


Мы приехали в Россию, двинулись в мою деревню Укурик. О проекте, который там реализуется, мы уже заявляли. Хорошо, что губернатор Александр Осипов поддержал мою идею, и там теперь строится культурный центр. Мы в ответ строим мастерскую, будем проводить фестиваль. Все это делается, чтобы сохранить деревню. Это ведь проблема всех деревень – все двигаются в какие-то центры, оттуда в более крупные города. Мы приезжали на Родину, провели с семьей Новый год, и не захотели уезжать. Хотя есть возможность путешествовать, но дети просились остаться. И мы оставались несколько раз.

Фото: пресс-служба правительства Забайкальского края
Продолжая разговор о деревне – каким вы видите этот культурный центр? Что там будет и на какой стадии эта работа?

В идеале, конечно, можно много нафантазировать. Во что это выльется в реальности, пока непонятно, потому что прецедентов этому нет. Но есть огромное желание не только у меня, но и у моей семьи, у односельчан, у власти. Я думаю, что все будет получаться. Если это сложится, этот пример будет важен вообще для региона в целом. В каждой деревне есть люди, которые настроены созидательно. И это – пример для них. Что можно не ждать, а включаться. Государство слышит и готово помогать, но и от нас должны быть шаги.

Как мы понимаем, это будет не просто туристический объект, а большая мастерская, где смогут заниматься люди.

Да. Начинать будем с малого. Сейчас я занимаюсь личной коллекцией, планируем большой деревянный проект в московской мастерской. Со мной работает группа молодых художников. Я ребятам говорю, что всю эту работу можно делать в деревне, не обязательно это делать в Москве. Если бы мастерская существовала сейчас, мы бы приехали всей командой и занимались. Любопытных людей, которым интересно творчество, найдется немало. Они приедут, мы создадим условия для работы с нами, для общения, вечерней игры на гитаре, сплавов по рекам. Можно придумать много разных проектов, и это интересно.

В экспозиции «Дорога домой» мы видим четырех кукол из разных материалов. Это ваша совместная семейная работа? Как появилась идея создания этих кукол?

Фото: dashi-art.com
Этим проектом я очень горжусь, он называется «Куклы семьи Намдаковых». Проекту больше 10 лет.


У нас уникальные родители, которые постоянно нами занимались. Я сейчас тоже дедушка, тоже занимаюсь детьми, но почему-то у нас с супругой не получается привить им любовь к творчеству в той степени, в которой ее привили нам.
Нас в семье восемь детей, я – шестой. И мы все рисуем, лепим, все творчески настроены. Единственное, что художественное образование получили только я и моя сестра, остальные в разных сферах, но они очень любят творчество. Я понимал, что на мне лежит ответственность, так как я младший сын. Вся семья меня воспитывала, помогала, кормила, отправляла в большой город учиться. Благодаря ей я стал профессиональным художником, сбылась моя мечта.


Однажды я делал большую выставку в Нью-Йорке, собралась вся семья. Я видел глаза моих братьев и сестер, которые горят. И начал задумываться, что можно было бы изобрести всей семьей. И мы придумали историю с куклами, которая очень нелегко реализовывалась. Я привозил сестер в Москву, на фестивали кукольного искусства, много говорили. Постепенно мы проект завершили. Все забыли профессии, на которые учились, и начали заниматься искусством. Сейчас они живут в абсолютной гармонии, занимаются творчеством, у них берут интервью, они ездят по выставкам, живут полноценной жизнью.


Я построил мастерскую над домом мамы и папы в Улан-Удэ. Теперь все ходят каждый день на работу в мастерскую, и каждый день видят родителей. Могу теперь быть спокоен, что они все видятся. Отца не стало, мама продолжает участвовать в процессе, делают вместе кукол. Все поняли, что таких кукол нигде нет, начали предлагать музейные площадки.

Фото: пресс-служба правительства Забайкальского края
Много пишут о магнетизме ваших работ. В чем он, на ваш взгляд?
Если как таковая магия и есть, то этому ведь никогда не научишь. Никакие вузы тебя этому не научат. Это что-то есть необъяснимое. Это не мои заслуги. Я благодарю Бога, который насыпал мне столько талантов. Он меня просто одарил. В свое время шаман, мой куратор в Агинском, сказал, что это не мои заслуги, а заслуги предков, которые копили это в себе, а я оказался просто звеном между ними. И для меня это были полезные слова. И теперь в плане похвал и комплиментов я спокоен.

Вы не скучаете по итальянским мастерам, с которыми вас связывает большой период работы? Они готовы приехать в Укурик?

Фото: пресс-служба правительства Забайкальского края
Это моя мечта. Если регион поддержит, я бы хотел сделать в деревне литейную мастерскую и привезти итальянцев. Это моя семья, по сути. Они с удовольствием приедут, поделятся секретами.

Что считаете в сегодняшней выставке наиболее ценным? И какой посыл хотели отправить этой выставкой своим землякам?

На выставку приехали в основном ранние работы. Они были миниатюрные, компактные, их легко можно перевозить. Эти работы – они еще более душевные, более наивные. Когда художник растет, он становится мудрее, но что-то и теряет, естественно. Я очень люблю старые вещи, в них есть какая-то наивность.

Эта выставка летом отправится на Алтаргану в Агинское. Вы планируете свое личное присутствие на фестивале?

С огромным удовольствием. Конечно.

Фото: пресс-служба правительства Забайкальского края
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website