Русский язык: пока держится Владимир Новицкий - о том, почему стихи нужно читать вслух, а школьные сочинения писать на вольные темы

27 ноября 2018, 07:02

В школе многим вещам не придаёшь должного значения. Вот, к примеру, что писал Иван Тургенев: "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!". И эта цитата писателя-классика в виде красивого плаката висела в паре кабинетов литературы, мы, ученики, её видели постоянно на протяжении пяти или шести лет, поэтому не могли не запомнить. Я, во всяком случае, запомнил наизусть. Думал, как это язык, пусть и русский, может быть опорой. Опора – это родственники, друзья, деньги, связи и прочие необходимые штуки. А что язык? Разве в нём сила и величие? Но, с возрастом и жизненным опытом, начинаешь понимать, о чём именно думал и писал Тургенев.

Такой плакат - обязательный атрибут любого кабинета русского языка в школе. Жаль только, что не все вникают в смысл строк

Ставшее ныне модным слово «скрепа», часто употребляемое и во множественном числе, например, министром культуры России, историком и плодовитым писателем Владимиром Мединским, вошло в современный политический лексикон и напрямую связано с обдумыванием настоящего и будущего России. Ну, и, конечно же, с поиском национальной (государственной) идеи. И с мучительным, но пока незавершенным поиском ответа на вопросы: кто мы, зачем и куда идем.

«Скрепа», как явствует из толковых словарей и комментариев филологов, обозначает, помимо прочих значений, также следующее – «то, что соединяет, сплачивает людей». А что же нас, граждан России, объединяет? Сразу и не ответишь. Вот то, что разъединяет любое общество, не только российское, находишь сразу и в громадном количестве.

Начнем считать. Мужчины и женщины. Дети и родители. Богатые и бедные. Пешеходы и автомобилисты. Горожане и сельские жители. Москва и остальная Россия. Врачи и пациенты. Банкиры и вкладчики. Кандидаты и избиратели. Молодежь и старики. Полиция и преступники. Верующие и атеисты. Вегетарианцы и мясоеды. Ценители балета и любители шансона. Патриоты и космополиты. Экстремисты и спецслужбы. Журналисты и читатели…

Список можно продолжать и дальше, но хватит. Надо подумать, где найти эти самые скрепы, что объединяют Россию. Может, они в нашей истории, в событиях, трагических и героических, прошлого? Хотя, нет: отношение к отдельным историческим событиям и личностям также часто, до пены у ртов и ненависти во взглядах, делит общество пополам.

Есть, по-моему, только одна бесспорная скрепа, которая держит Россию и позволяет нам, несмотря на все трудности и проблемы, понимать друг друга. Это русский язык. Главная ценность, которая есть у нас. Без него страна исчезнет, растворится в бесконечном мировом политическом процессе.

Строки нашей великой соотечественницы не утратили своего значения и сегодня

Мне кажется, очень точно возможную трагедию от исчезновения русского языка прочувствовала Анна Ахматова, написавшая 23 февраля 1942 года (когда исход Великой Отечественной войны был ещё не однозначен до конца!) знаменитое стихотворение «Мужество»:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Строки нашей великой соотечественницы не утратили своего значения и сегодня. Русский язык: знать, уважать, любить. Читать хорошие книги, учить стихи. Не коверкать и не издеваться над устной и письменной речью. Беречь русский язык, как говорится в народе, пуще глаза своего.

Но как беречь, как сохранить и привить уважение к русскому языку у детей и молодёжи? Да очень просто! Слово "конкурентоспособность" звучит из всех углов. Успех, влияние, место под солнцем. Это молодёжь понимает. Знаешь русский язык – ты конкурентоспособен, ты умён и точка!

Умным быть хорошо. Хотя бы для собственного самоуспокоения и нормализации самочувствия. Но в чём степень этого самого ума выражается, в каких единицах, мерах? Уж, конечно, не в литрах и не в килограммах. В правильном русском языке. И в стихах! Да, именно в них.

Стихи – это тренировка памяти, развитие мозга, отдаление старческих проблем «с головой». Фото: www.culture.ru

Стихи. Много хороших и сочных, ярких и легко запоминающихся текстов. Девушкам нравится. И старушкам. И деткам. На любом празднике, юбилее, дне рождения они будут к месту. И ты сам, знающий хоть что-то, хоть немного из Ахматовой или Есенина будешь там к месту. Да что праздники, если и каждый обычный будний день можно украсить словами, сложенными в рифмы. Лучше читать наизусть. С выражением, со вздернутой к небу рукой. С горящими глазами, если сможешь, не побоишься насмешек и указательных пальцев у чужих висков. Так ты не только запомнишься окружающим и может быть прослывёшь пусть даже не умным, а просто начитанным человеком.

Стихи – это тренировка памяти, развитие мозга, отдаление старческих проблем «с головой». Многие врачи так считают, не сам выдумал. Стихи – это общение, средство коммуникации, тропинка к людям. Твоё небольшое, но всё же преимущество перед остальными. Это, в конце концов, часть нашей, без сомнения, великой русской культуры.  

Знаешь, любишь и умеешь читать стихи – ты особенный, ты можешь рассчитывать на нечто лучшее и большее. И никакой застенчивости! Кому не нравится, что вы читаете стихи и делайте это по любой причине, которую никому не обязаны объяснять – тот просто глупый и несчастный человек.

Сочинение - показатель способности школьника мыслить

Ещё один момент, на который необходимо обратить внимание. Помните, пять лет назад, в 2013 году в  декабрьском послании Федеральному Собранию Владимир Путин отметил, что начиная с  2014 учебного года в выпускном классе будет проводиться итоговое сочинение, а его результаты, наряду с ЕГЭ, станут учитываться при поступлении в вузы и другие учебные заведения.

Отношение в обществе к этой инициативе, впрочем, как и ко многим другим предложениям главы государства тогда было неоднозначное: были  и сторонники, имелись и советующие не спешить воплощать данное поручение в жизнь. Скажу сразу, не вдаваясь в тонкости имеющихся споров, я лично не имею ничего против школьных сочинений.

Наоборот, через двадцать пять лет после окончания школы понимаешь, что масса сочинений, написанных в те, уже далекие годы, была своеобразной «тренировкой для мозгов», учила искать и связно выражать на бумаге свои мысли. Хотя тогда эти самые сочинения воспринимались если не с ненавистью, то без особой любви уж точно.

Помню, были ещё и регулярные выступления в школе артистов филармонии, на которые нас заставляли ходить, предварительно заперев в классе портфели, отрезав, таким образом, бегство домой. Может, и топорные порой были методы приобщения к прекрасному, но кое-какие добрые плоды они дали. Равно как и тетради, исписанные школьными сочинениями. Единственное, что явно не нравилось – темы этих самых сочинений, ориентированные в большей степени на классическую литературу.

Школьные сочинения нужно писать о собственных переживанях. "Метания Чацкого" - подождут. Фото: cod46.ru

Вот про возможные темы итогового сочинения в выпускном классе я и желаю немного подумать. По сути дела, семнадцать-восемнадцать лет – это уже одна четвертая часть человеческой жизни. За эти годы у любого школьника были потери близких людей, родственников, друзей. Вот, пожалуйста, одна из тем итогового сочинения, касающаяся хрупкости жизни и невосполнимости утрат и потерь. Или описание своего собственного отношения к негативным проявлениям человеческих отношений – лжи, подлости, зависти, предательства. Каждый с подобным уже столкнулся и кто-то не единожды, но каким он вышел из этого «столкновения» — вот что должен понять сам выпускник.

Можно вообще сделать так, чтобы сочинения по этим темам никто и никогда, кроме проверяющего, не читал и не подвергал обозрению других людей. Но юноши и девушки, зная заранее, о чем им предстоит написать, смогли бы просто подумать о своей собственной жизни, о своем отношении с окружающими людьми, о настоящих ценностях нашего во многом несовершенного мира. А классическая литература, поверьте, никуда не денется. Да и для сохранения русского языка такое будет полезным.

Владимир НОВИЦКИЙ

 

Больше важных новостей в Telegram-канале "75.RU". Подписывайтесь!

Комментарии:

14 декабря 2018, 07:04 Чья суперсила зло победила

Все фантастические премьеры недели - в киноафише 75.RU

14 декабря 2018, 11:09 Творческая вспышка

В Чите стартовал Год театра

15 декабря 2018, 07:01 Ты узнаешь её из тысячи

Как в столицах не прослыть "провинциалкой"

Все фантастические премьеры недели - в киноафише 75.RU

В Чите стартовал Год театра

Как в столицах не прослыть "провинциалкой"

Главное сейчас