Усатый, рогатый, сохатый... Он же - троллейбус О настоящем и будущем самого экологичного транспорта

Анна Соболева / 3 декабря 2018, 07:07

Около 10 миллиардов рублей получит забайкальская столица в рамках федеральной программы «Чистый воздух». Документ предполагает, в том числе, и развитие экологически чистого электрического транспорта. Неужели в краевом центре появятся долгожданные маршруты на КСК и Каштак? Поживем-увидим. Пока же большая часть «рогатой» техники изношена, а маршрутов осталось только четыре из семи ранее существовавших. И все-таки персонал Читинского троллейбусного управления не унывает, продолжая добросовестно возить горожан из точки А в точку Б. И надеется на возрождение.

Первый троллейбус в Чите ходил по маршруту "Депо - Вокзал - Депо"

Троллейбусное движение в забайкальской столице существует с 1970 года. Первым был маршрут от депо до вокзала. За ним и закрепился номер 1. Сейчас действует 4 маршрута -  №1,2,3 и 6. До начала двухтысячных были еще «четверка», «пятерка» и «семерка», но их сократили из-за нерентабельности и повсеместного распространения маршрутных такси.

Денис Ишенин, директор троллейбусного управления Читы

— Пятерка была так называемым «пиковым» маршрутом. Она ходила от депо до вокзала, — рассказывает Денис Ишенин, директор муниципального предприятия «Троллейбусное управление города Читы». — Когда пассажиропоток был большой, в утренние и вечерние часы запускали пятый маршрут, чтобы вывезти на работу людей. № 4 и № 7 были экспериментальными, но себя не оправдали экономически. Четверка ходила от Соснового Бора до вокзала, а потом ее продлили до рынка. Семерка ездила от микрорайона СибВО до железнодорожного вокзала и на Шилова.

В 2010-м предприятие перевезло 26 миллионов пассажиров, а в 2017-м только 17 млн. Что поделаешь, люди пересели на маршрутки

В 2010-м предприятие перевезло 26 миллионов пассажиров, а в 2017-м только 17 млн. Что поделаешь, люди пересели на маршрутки. В советские времена читинский электротранспорт перевозил по 40 млн. пассажиров в год. Пробег некоторых троллейбусов - свыше миллиона километров.

Сейчас троллейбусное управление — крупнейшее транспортное предприятие Забайкалья. Здесь трудятся 700 человек. Автопарк может вместить до сотни машин. По городу построено три диспетчерских пункта. Работа троллейбусов немыслима без надежного электроснабжения, так что управление отвечает и за опоры, контактную сеть, трансформаторные подстанции.

Работа троллейбусов немыслима без надежного электроснабжения

Троллейбус питается от линии напряжением 600 вольт, к слову, в обычной розетке — 220 вольт. Говоря о своих электрических подопечных, сотрудники уточняют, что машина эта едет по двум дорогам: всем привычной — нижней и верхней — по электрическому пути. Поэтому предприятие должно выполнять все технические требования, предъявляемые к  автотранспорту и электротехнике.

Работают троллейбусы на постоянном токе, он не меняется по величине и направлению, в отличие от переменного, что позволяет машине плавно набирать скорость

Работают троллейбусы на постоянном токе, он не меняется по величине и направлению, в отличие от переменного, что позволяет машине плавно набирать скорость. В год тратится 50 миллионов рублей на электричество, а в месяц читинские троллейбусы потребляют 1 миллион киловатт.

В месяц читинские троллейбусы потребляют 1 миллион киловатт энергии

Основная проблема, которую необходимо решить в ближайшие год-два, обновить подвижной состав. В парке всего 92 машины, из них 61 уже полностью выработали свой ресурс, практически на 70%. Срок службы троллейбуса - 10 лет, вне зависимости от климата. Когда завершается этот промежуток, рогатая машина либо отправляется на капремонт, либо на металлолом.

В троллейбусном парке всего 92 машины, из них 61 уже полностью выработали свой ресурс

— У нас все старые троллейбусы прошли капитальный ремонт, сейчас мы вынуждены повторно загонять их на текущий, так как состояние кузовов очень плачевное, — говорит руководитель. — Самый "возрастной" - с 1990 года, ему уже 28 лет. 18 лет назад такие троллейбусы надо было списывать. Но ситуация в городе и в стране не позволяет своевременно обновлять подвижной состав. Хотя мы и принадлежим  городу, дотаций не получали, однако в других городах этот транспорт дотируется из муниципалитета.

Самой "возрастной" машине в парке - уже 28 лет

Один троллейбус стоит порядка 16 миллионов рублей. Сегодня в стране действует программа субсидирования: при покупке у завода, государство доплачивает производителю пять миллионов рублей, муниципалитет тратит на покупку машины уже не 16, а 11 миллионов рублей. Недавно троллейбусники обратились к городским и краевым властям, чтобы хоть как-то продолжить обновлять технику. Последние приобретения датированы 2013-2016 годами, это троллейбусы с электроникой, табло, автоматическим объявлением остановок и пандусами для граждан с ограниченными возможностями по здоровью. Тогда приобрели 27 троллейбусов.

Уставший троллейбус приводят в чувство

Вместе с директором заходим в один из цехов, где ремонтируется троллейбус, изготовленный 25 лет назад. Износ этой машины - 40 %. Сварщик Николай Трухин рассказывает, что ремонт завершится к началу декабря, и скоро горожане увидят обновленную машину на улицах города. Чтобы привести ее в чувство, пришлось вскрыть обшивку, пол, колесные арки, заменить сгнившие участки. 

По словам ремонтников, сегодня троллейбусы ветшают еще стремительнее, чем в девяностые. Виной тому реагенты от гололеда, которые в последнее время используют дорожники. Соль разъедает даже самые прочные детали.

Сегодня троллейбусы ветшают еще стремительнее, чем в девяностые: виной тому реагенты от гололеда

Юрий Труфанов, слесарь агрегатного участка, ремонтирует задний мост троллейбуса. Каждые два месяца проводит ревизию: меняют тормозные колодки, масло и запчасти.

— Работаю не первый год, поначалу что-то да не получалось. Привыкаешь со временем ко всему и уже хорошо делаешь, с закрытыми глазами, — рассказывает специалист.

Каждые два месяца рогатым машинам меняют тормозные колодки, масло и запчасти

Рогатые машины поставляет завод «Тролза» из города Энгельс. Ранее выпускались троллейбусы марки «ЗиУ». Самых первых  троллейбусов в Чите уже не осталось, о них напоминают только старые фотографии в музее предприятия.

Самых первых  троллейбусов в Чите уже не осталось, о них напоминают только старые фотографии в музее предприятия

Вообще, работа водителя троллейбуса — это ответственное и трудное дело. Не проспишь и не забалуешь.

Без романтики и увлеченности своим делом такую профессию не осилишь

Что любопытно, среди водителей 30% женщин. Как отмечает Анастасия Телегина, замдиректора по эксплуатации и по совместительству водитель, ироничного отношения к женщине за рулем на предприятии нет. Водитель — это водитель, вне зависимости от пола. Без скидок тут требуется сила, чтобы управляться с «рогами» — штангами-токоприемниками. Каждая такая штанга весит 12 килограммов.

Будучи муниципальным предприятием, троллейбусники сами зарабатывают на жизнь. При определении стоимости билетов всегда действует тарифная политика, за которую отвечают городские власти.

Троллейбусное управление - предприятие муниципальное, поэтому наряду с общим тарифом действует и льготный

Идея о том, чтобы протянуть троллейбусную ветку на КСК и в Каштак существует с советского времени. Сегодня  сдвинуть ее с места может программа «Чистый воздух». Будет новое направление, значит, есть шанс отказаться от маршруток. Вообще в обустройстве городов электрический транспорт всегда был предпочтительнее, именно из-за отсутствия вредных выбросов. Один троллейбус заменит 6 маршрутных такси. А уж что говорить про доступность:  уехать из КСК в город и обратно — настоящее приключение.

Здесь, как и везде, - кадровые проблемы. Очень не хватает водителей, кондукторов, механиков

— На маршруте до Каштака уже находятся опоры контактной сети, дорога тоже готова. Единственное, нужно усилить тяговую подстанцию и проложить линии для электроснабжения ветки, — говорит Денис Ишенин. — В 2015-м году власти сообщали, что эти работы стоят 70 млн. рублей. Еще один вариант - продлить движение до микрорайона Солнечный, тогда понадобится еще одна тяговая подстанция.

Директор предприятия Денис Ишенин надеется, что идею о запуске троллейбусов на КСК поможет реализовать нацпрограмма "Чистый воздух"

Что касается КСК, то там необходимо гораздо больше вложений: потребуется строить депо на 50 машиномест, расширять дорогу, ставить опоры сети, тяговые подстанции.  Можно пустить троллейбус по Рахова-Авиационной, а можно по Олимпийской. По предварительным подсчетам, на прокладку ветки потребуется около двух миллиардов рублей. А вообще такие глобальные вопросы необходимо отражать в транспортной стратегии города.

Новый троллейбус стоит 16 миллионов рублей

Кадровые проблемы здесь такие же, как и во всей экономике. Очень не хватает водителей, кондукторов, механиков. Работа трудна не только потому, что приходится вставать ни свет ни заря. Троллейбусники обязаны возить пассажиров до 12 ночи. Конечно же, никто не отменял материальной заинтересованности, и все ж без романтики и увлеченности своим делом такое не осилишь.

Чтобы управляться с «рогами» — штангами-токоприемниками - требуется сила. Каждая такая штанга весит 12 килограммов

Например, сотрудница предприятия Оксана Плаутина — водитель с 10 летним стажем. Начинала кондуктором. А еще раньше работала продавцом. Ездит по всем маршрутам, но самый любимый — единица, там много прямых участков. Самый сложный маршрут — шестерка, проходящий по загруженной транспортом улице Шилова, мимо рынка.

— У меня была давняя детская мечта —  стать водителем троллейбуса, — рассказывает Оксана о себе. — Водитель троллейбуса должен обладать выдержкой, хорошим зрением. Ну и любовь к своей профессии, к работе, тогда будет все получаться!

Анна СОБОЛЕВА,

фото Евгения ЕПАНЧИНЦЕВА

Анна Соболева

Больше важных новостей в Telegram-канале "75.RU". Подписывайтесь!

Комментарии:

14 декабря 2018, 07:04 Чья суперсила зло победила

Все фантастические премьеры недели - в киноафише 75.RU

07:00 Как забайкальский минздрав в народ ходил

Получился ли корректный разговор, как того просил Сергей Давыдов?

15 декабря 2018, 15:16 Лагерь для взрослых

Рождественская история для выросших детей

Все фантастические премьеры недели - в киноафише 75.RU

Получился ли корректный разговор, как того просил Сергей Давыдов?

Рождественская история для выросших детей

Главное сейчас