Три окна в Китай: надо ли тратиться на реконструкцию пунктов пропуска в Забайкалье?

Сергей Бумагин / 12 декабря 2018, 07:00

Москва утвердила миллиард рублей на реконструкцию самого крупного международного пункта пропуска на границе с Китаем, расположенного в посёлке Забайкальск. Работы планируется начать в 2020 году, деньги поступят из федерального бюджета по национальному проекту "Международная кооперация и экспорт". При этом федеральные власти уверены, что одного современного перехода для Забайкальского края будет достаточно - "Староцурухайтуй" и "Олочи" в программу финансирования не попали. Насколько правильное это решение - разбирался корреспондент портала 75.RU.

Логика понятна - через МАПП "Забайкальск" сейчас идёт основной поток грузов, развивается туризм, а переходы в небольших селах Староцурухайтуй Приаргунского района и Олочи Нерчинско-Заводского района не слишком востребованы. При этом одна из причин их непопулярности - как раз таки плохая инфраструктура, до которой никому пока нет дела: всех всё устраивает.

Необходимость сразу трёх пунктов пропуска на границе с Китаем в Забайкалье обсудили участники круглого стола в региональном отделении Общероссийского народного фронта (ОНФ).

По мнению заместителя министра внешнеэкономических связей Андрея Кана, перспективы есть на всех переходах, но пока краевые власти не смогли это доказать Москве.

- Мы уже направляли документы по трём пунктам пропуска, но Минтранс одобрил выделение денег только на реконструкцию МАПП "Забайкальск". Сейчас по поручению врио губернатора Александра Осипова мы готовим второе письмо с обоснованием необходимости реконструировать переход в Староцурухайтуе. Есть заинтересованные инвесторы - компании "Байкалруд", "Мостстройтранс", ППГХО, - рассказа во время круглого стола Андрей Кан.

Пункт пропуска "Староцурухайтуй". Фото: Vololo.livejournal.com

По его словам, сейчас пропускная способность пункта - 25-40 грузовиков в сутки. Если заинтересованные предприятия выйдут на проектную мощность, то в Китай ежедневно будут уходить до 350 машин с углём и свинцово-цинковым концентратом. Но для этого надо реконструировать "Староцурухайтуй", который вполне вписывается в федеральную программу "Логистика международной торговли" нацпроекта "Международная кооперация и экспорт", рассчитанной до 2014 года.

Попытки облагородить автомобильный пункт пропуска в Приаргунском районе уже были. В 2006 году на месте старого деревянного моста через Аргунь появился новый бетонный, что позволило наладить большегрузное сообщение между странами.

На одном конце моста расположено российское село Староцурухайтуй, на другом - китайский посёлок Хэйшаньтоу, где несколько лет назад возведён современный торговый комплекс. В 2017 году туда ездила забайкальская делегация во главе с министрами внешнеэкономических связей и сельского хозяйства, подписавших с китайской стороной протокол о создании центра забайкальских товаров.

Торговый комплекс в Хэйшаньтоу. Фото: Забайкальскийкрай.рф

Предполагалось, что российские туристы будут приезжать в Хэйшаньтоу вместе со своими товарами и здесь их продавать, а так же закупать китайские товары и вывозить их в Россию.

Китайцев, прежде всего, интересовали конфеты, консервы, мёд, печенье, хлеб, напитки, масло, мука, бытовая химия и художественные изделия. В итоге дальше разговоров дело не сдвинулось.

Что касается транспортного потока, то его интенсивность через Староцурухайтуй нестабильна. К примеру, в 2011 году таможенники оформили 16,3 тысячи автомобилей и 43,5 тысячи человек, а уже через год число упало соответственно до 6,4 тысячи и 16,1 тысячи.

В реконструкции пункта "Староцурухайтуй" заинтересована разве что компания "Байкалруд", которая занимается в Забайкалье экспортом свинцово-цинковой руды.

Предприятие разрабатывает Нойон-Тологойское месторождение полиметаллических руд в Александрово-Заводском районе. По данным портала NEDRADV, на территории уже построен горно-обогатительный комбинат с перерабатывающей мощностью до миллиона тонн руды в год.

В проект вложено 2,1 миллиарда рублей, годовые налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 500 миллионов.

В 2019 году "Байкалруд" рассчитывает нарастить объём добычи после ввода в эксплуатацию Юго-Западного и Юго-Восточного рудников. К 2024 году показатели могут достигнуть 2 миллионов тонн руды в год.

Пока же объёмы небольшие - по итогам  2017 года произведено 21,6 тысячи тонн свинцового и 36,3 тысячи тонн цинкового передела. Обогащённую руду компания экспортирует в китайский город Аргунь на горно-обогатительный комбинат "Дунцзюнь", где выпускаются свинцовый и цинковый концентраты. В дальнейшем схема вряд ли изменится - добытую на территории Забайкалья породу будут вывозить через "Староцурухайтуй" в Китай, где в дальнейшем перерабатывать.

Обогатительная фабрика Нойон-Тологой. Фото: Tomsgroup.ru

Это, а также интерес ППГХО к поставкам угля с Уртуйского разреза, пожалуй, основные причины, почему есть смысл реконструировать автомобильный пункт пропуска, хотя и развитие туристической торговли и мелкого бизнеса тоже не лишнее.

С пунктом пропуска "Забайкальск" для федеральных властей, думаю, всё предельно понятно. Во-первых, он уже не первый год гремит на всю страну очередями и хамством. Пик туристического негодования в 2018-м пришёлся аккурат на момент, когда Александр Осипов начал временно исполнять обязанности губернатора. Люди не могли пройти госграницу по двое суток. После визита главы региона в Забайкальск ситуация стабилизировалась, поскольку таможенники стали расторопнее оформлять документы.

Во-вторых, это крупнейшие грузовые ворота с Китаем. Оборот товаров, перемещенных через "Забайкальск" автомобилями, за полгода превысил 520 тысяч тонн, из которых 211 тонн - экспорт.

В прошлом году границу пересекли около 1,7 млн человек, что на 700 тысяч больше, чем население Забайкальского края. В 2018 году поток туристов остался на уровне - за 6 месяцев таможенники оформили около 800 тысяч человек и почти 98 тысяч автомобилей.

Основные товары импорта - плодоовощная продукция, пластмассы и изделия из них, оборудование, механизмы и механические устройства, изделия из черных металлов. На экспорт в основном идут пиломатериалы и продовольствие. При этом экспортные показатели в 2018-м уже выросли на 62 тысячи тонн.

Пункт пропуска в Забайкальске со стороны Китая. Фото: Visitchita.ru

Отдельно отмечу и железнодорожное направление в Китай через Забайкальск, где грузооборот также ежегодно растёт - за полгода было оформлено 548 составов из Китая и 1957 из России. Объём перевозок превысил 7,8 млн тонн, что на 1,5% больше показателей 2017 года.

За границу идут составы с древесиной, рудой, углем и удобрениями, обратно - химия, стройматериалы, изделия из металла, оборудование, транспорт, а также текстиль и обувь.

Третий пункт пропуска - "Олочи" - наименее перспективен, что признают и в министерстве внешнеэкономических связей региона.

На круглом столе в ОНФ замминистра Андрей Кан вспомнил лишь культурную составляющую взаимоотношений сопредельных территорий - российского села Олочи и китайского села Шивэй, которых соединяет железобетонный мост "Дружба", открытый в 2001 году.

Андрей Кан упомянул, что ежегодно на берегу Аргуни собираются творческие коллективы из Забайкалья и Китай, которые устраивают концерты на сценах, построенных у воды. За выступлениями русских любят наблюдать китайские туристы, которые летом специально приезжают в Шивэй. Но в Россию они попасть не могут - пункт пропуска рассчитан только на грузовое сообщение, въезд для туристов закрыт.

Село Шивэй. Фото: Russian.china.org.cn

В реконструкции "Олочи" заинтересованы сами китайцы, готовые вложить свои деньги. Но с российской стороны, в частности Минтранса, никаких движений на встречу пока нет, и, судя по всему, не будет до 2024 года, пока реализуется нацпроект.

При этом кроме туризма у пункта "Олочи" есть и другая перспектива - рядом разрабатывается Березовское месторождение железных руд, которым владеет китайская компания "Лунэн".

Запасы руды на этом участке превышают 200 миллионов тонн, но добывать её владелец лицензии не спешит, равно как и строить на территории горно-обогатительный комбинат, обещанный ещё в 2007 году.

По данным портала NEDRADV, компания "Лунэн" снизила план по добыче с 5 млн до 1 млн тонн в год. Сейчас предприятие занимается испытанием методов по дальнейшему использованию сырья.

По мнению Андрея Кана, пункт "Олочи" получит шанс преобразиться в последнюю очередь. При этом он уточнил, что пользы от его рекоснтрукции, равно как и от реконструкции пункта "Староцурухайтуй", не видят не только в Минтрансе, но и в силовых, контролирующих ведмоствах, поскольку это дополнительная ответственность, увеличение штата и новые затраты на материально-техническую базу. В итоге для всех проще сконцентрировать силы в Забайкальске, а оставшиеся два окна в Китай оставить приоткрытыми до лучших времён.

Сергей Бумагин

Больше важных новостей в Telegram-канале "75.RU". Подписывайтесь!

Комментарии:

30 марта 2019, 12:30 Ночь пожирателей рекламы в Чите - как это было?

Фоторепортаж с самой магической тусовки

28 марта 2019, 07:00 «Картина не совсем красочная»

Краевой минкульт стесняется дать состоянию отрасли реалистичное название

Фоторепортаж с самой магической тусовки

Краевой минкульт стесняется дать состоянию отрасли реалистичное название

Главное сейчас