Трещит по швам Почему реконструкция необходима МАПП «Забайкальск» как воздух

Мария Машанова / 23 января 2019, 07:00

В прошлом году международный автомобильный пункт пропуска (МАПП) в приграничном Забайкальске справил 20-летие, что, конечно, немало. Проблем с возрастом тоже накопилось много. Сегодня специалисты открыто говорят, что при строительстве объекта не были учтены перспективы загрузки объекта, поэтому сейчас МАПП банально не справляется с нагрузкой и трещит по швам.

На круглом столе в ОНФ говорили о необходимости скорейшей реконструкции МАПП "Забайкальск"

20 января на МАППе поставили своеобразный рекорд. Российско-китайскую границу за сутки в обоих направлениях пересекли 7,5 тысяч человек, что почти вдвое больше предельной нагрузки, об этом на круглом столе в забайкальском региональном штабе ОНФ с участием туроператоров и представителей логистических компаний рассказал начальник управления туризма Министерства международного сотрудничества и внешнеэкономических связей края Валентин Аникьев.
- Государственные органы делают все возможное, чтобы регулировать такой трафик, но бесконечно увеличивать количество дежурных смен и повышать нагрузку на сотрудников нереально, - сказал он.

20 января на МАППе поставили своеобразный рекорд. Российско-китайскую границу за сутки в обоих направлениях пересекли 7,5 тысяч человек. Фото пресс-службы Читинской таможни

Кратный рост потока специалисты объясняют вступившими в силу с 1 января 2019 года требованиями закона, согласно которым один человек беспошлинно может провезти через границу только 25 кг груза, а не 50 кг, как это было раньше.

- Честно говоря, мы ожидали, что благодаря этому новшеству нагрузка на МАПП снизится – все-таки одно дело досмотреть 25 кг груза, и совсем другое – 50 кг. Это быстрее, и, соответственно, люди должны оперативное проходить контроль. Логично, что и очереди должны сократиться, - сказал на встрече руководитель промышленно-логистической компании «Ространзит» Пётр Михайлов.
Однако эффект получился обратный. По словам Михайлова, перевозчики товара быстро приспособились к новым правилам игры.

- Китайские предприниматели отреагировали так: за провоз 25-ти килограммов груза через границу «кэмелам» они платят ту же сумму, какую платили за провоз 50-ти кг. Но, чтобы переправить в Россию необходимый объем товаров, нанятым для этих целей людям приходится ездить в два раза чаще, - объяснил Михайлов.

С ним согласен сопредседатель Забайкальского краевого отделения «Деловой России» Максим Зайцев.

- МАПП сегодня трещит по швам вовсе не из-за туристов, а из-за того, что через пункт пропуска идут огромные партии коммерческого груза. Причем груз этот зачастую нелегальный, - уверен Зайцев.

МАПП сегодня трещит по швам вовсе не из-за туристов, а из-за того, что через пункт пропуска идут огромные партии коммерческого груза. Фото пресс-службы Читинской таможни

Представитель «Деловой России» отметил, что если раньше в Китай за товаром для своих магазинчиков ездили, в основном, мелкие предприниматели из соседних приграничных районов, то сейчас 99% вывозимого из Маньчжурии товара принадлежит гражданам КНР.

- Люди здесь выступают таким же транспортным средством как фура или контейнер. Причем этот груз ввозится в Россию по «черным» схемам, растворяется на рынках, продается за наличку, и абсолютно никакого контроля ни за качеством этого товара, ни за налоговыми отчислениями нет, - добавил Зайцев.

Основной вариант решения проблемы – реконструкция МАППа, говорили организаторы круглого стола. Путем переустройства пункта пропуска можно будет разделить потоки для легкового, грузового транспорта и рейсовых автобусов.

- Наше министерство сейчас рассматривает самые разные способы распутать этот многолетний клубок проблем. Например, в качестве варианта обсуждаем с РЖД возможность запуска поезда с сообщением «Маньчжурия – Чита» либо «Маньчжурия – Забайкальск». Есть также идея поезд «Баргузин», который сейчас ходит от Иркутска до Забайкальска, продлить до Маньчжурии. Это снизит, во-первых, нагрузку на МАПП, а во-вторых, позволит создать цивилизованный туристический канал, который сейчас больше напоминает барахолку, - рассказал Валентин Аникьев.

Как руководителю управления туризма министерства международного сотрудничества и внешнеэкономических связей края Аникьева нынешняя "барахолка" всерьез угнетает.

Из-за больших очередей на МАППе китайским туристам приходится возвращаться на родину, так и не посмотрев Россию. Фото пресс-службы Читинской таможни

-  Доходит до того, что китайские туристы, которые решают отправиться в 1-2 дневный тур в Россию, «застревают» в Маньчжурии, потому что из-за больших очередей на границе не могут попасть к нам и возвращаются домой, - объяснил чиновник.

Кроме альтернативного железнодорожного перехода в Министерстве международного сотрудничества обсуждают идею строительства пешеходного перехода.

По словам Аникьева, если человек в состоянии пройти 900 метров по российской территории и 300 метров – по китайской, неся при этом сумку весом 25 кг, то он вполне может воспользоваться пешеходным переходом.

- Это опять-таки разгрузит автомобильный коридор, - добавил он.

Главное, по словам представителей министерства, а также сотрудников туристических и логистических фирм, не пойти по пути закрытия переходов. А такой вариант – запретить движение легкового транспорта с количеством мест меньше 8-ми – сейчас обсуждается на разных уровнях.

- Если вдруг будет принято такое решение, это поставит крест на развитии туризма, в том числе и международого, - сказал Максим Зайцев. – Потому что путешествия на автомобилях и небольших фургонах по миру становится все более популярными.

МАПП "Забайкальск" был построен 20 лет назад. Фото пресс-службы Читинской таможни

Тем более, что эта мера вряд ли поможет разгрузить МАПП, считает он. Поскольку бизнесмены из Поднебесной сумеют присопособиться и к такому ограничению, а российской стороне будет только хуже.

- Вместо 20 "легковушек" на границе будут стоять 1000 автобусов с "кэмелами" внутри, и ничего мы с этим сделать не сможем, - подытожил Зайцев.

В Министерстве такую точку зрения разделяют: вводить ограничения – не лучший вариант. Поэтому в ходе реконструкции МАППа постараются предусмотреть как можно больше альтернативных коридоров, которые в случае необходимости можно активировать, а при отсутствии большого туристического потока – закрывать.

Единственная и главная проблема – спасительная реконструкция пункта пропуска начнется только в 2020 году и продлится до 2022 года, такие сроки утвердила федерация.

- Нас такое положение вещей, конечно, не устраивает, потому что на МАППе уже сейчас ситуация очень сложная, - отметил замминистра международного сотрудничества и внешнеэкономических связей края Андрей Кан. – Поэтому мы направили в правительство страны письмо с просьбой сдвинуть срок начала реконструкции и, соответственно, финансирования, на год, то есть начать все процедуры уже сейчас. Ждем ответа из Москвы.

В  свою очередь в региональном штабе ОНФ пообещали собрать все озвученные на круглом столе пожелания, чтобы, дополнив их экспертными заключениями, передать в правительство края и центральный штаб. 

Больше важных новостей в Telegram-канале "75.RU". Подписывайтесь!

Комментарии:

27 марта 2019, 09:38 Все под контролем

Власти выслушали активистов ОНФ

30 марта 2019, 09:58 U-история: Универсиада глазами волонтёров

Где жили, что видели и чему учились волонтёры от Забайкалья

27 марта 2019, 18:00 Глоток смерти

В Забайкалье судят мужчину, возможно, напоившего сожительницу уксусной кислотой

Власти выслушали активистов ОНФ

Где жили, что видели и чему учились волонтёры от Забайкалья

В Забайкалье судят мужчину, возможно, напоившего сожительницу уксусной кислотой

Главное сейчас